Posted in Благовест
29.01.2015

Худые, толстые, разные

Каков идеал красоты в наше время и в нашей стране? И эксперты, и обычные люди выбирают естественный цвет волос, не слишком радикальную худобу, не слишком экзотические черты лица. Наше время, как бы устав от эпохи перемен и экспериментов, оглядывается назад в поисках нового консервативного идеала.

ДЛЯ мужчин во все времена самая красивая женщина — любимая, близкая: жена, мать, дочь. А для женщины — она сама.

Но красота — это еще и то, что задокументировано, как язык в словарях. Она меняется вслед за обществом и зависит от многих факторов: войн и революций, подъемов и спадов экономики, экспорта и импорта, влияния церкви, пропаганды и, наконец, от власти. Идеал нашего времени, похоже, только складывается, причем складывается с оглядкой назад.

У древних греков красота определялась отношением всех частей тела друг к другу. Так до сих пор учат рисовать в школе. Из Античности идея пропорциональности перекочевала в Средневековье.

Свою формулу идеальной красоты, то бишь симметрии, изобрел и Леонардо да Винчи. Но вскоре в мире произошли кардинальные изменения: худышек сменили пышные женщины. Но откуда такая перемена?

А все дело в том, что в XV веке сильно изменилась европейская кухня: в ней появилось много жиров и сахара, и женщины стали полнеть. Аристократический идеал красоты неожиданно сменился крестьянским, который продержался вплоть до XVII века.

Особенно сильно влияли на стандарты красоты войны и революции. Тектонические сдвиги в обществе полностью меняли костюм и прическу, а потом и сам женский типаж.

— В истории моды, как правило, чередуются два типа красоты, — считает культуролог и историк моды Ольга Вайнштейн. — Первый — идеал истонченной, одухотворенной женщины. Второй, напротив, ориентирован на эстетику благополучия: здоровый, цветущий, пышнотелый типаж. Первый присущ нестабильным эпохам экономических кризисов, войн, социальной напряженности. Второй сопутствует стабильным, благополучным эпохам. Если обращаться к ХХ веку, благополучный идеал был в моде в 20‑е, а потом в 50‑е и 60‑е годы, когда после Второй мировой войны наступил момент экономической и социальной стабильности.

В ХХ веке вкусы менялись быстро. Зато появилось кино и стало фиксировать идеал в развитии.

В 20‑е годы XX века появился новый тип красоты-эмансипе — женщина‑мальчик. Женщины поступали в университеты и вставали к станкам, курили в общественных местах и ездили в трамваях. Начиналась эпоха скоростей, бега, динамики — и молодости. Нужно было быть худой, чтобы успевать из конторы на дансинги. А на бегу короткая стрижка удобнее.

С другой стороны, после Первой мировой войны началась великая битва за оставшихся мужчин. И женщины по закону эволюции создавали себе яркое оперение, чтобы сделаться заметнее.

— Но дальше, когда наступила Великая депрессия, произошло истончение этого идеала, — говорит Ольга Вайнштейн. — Спортивность сохранилась, но в моду вошла худоба. Посмотрите, как менялся образ Марлен Дитрих. На первых фотографиях у нее был еще более‑менее благополучный вид, кругленькое лицо. Но дальше ее лицо теряет округлость, появляется знаменитый треугольник.

В 30‑е, когда экономическая ситуация стабилизировалась, мальчишеская резкость ушла из макияжа и одежды: снова вернулась спокойная,
величественная красота богинь.

В 50‑е, с наступлением экономического бума и воцарением общества потребления в США, принято иметь дома два холодильника. Женственные красавицы вроде Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды мерились бюстами в открытых лифах. А мадемуазель Шанель, попытавшаяся было предложить одежду для решительной женщины, которую она так успешно продавала в 20‑е, потерпела поражение. Дама прической, макияжем и норковым палантином была призвана демонстрировать состоятельность своего мужчины.

Все это благолепие смели 60‑е с их верой, что красота — это свобода. Это время мир переживал как собственную молодость. Вокруг шли ядерные испытания, Карибский кризис — но человечество вырвалось в космос и зачитывалось фантастикой.

А молодость и прогресс ассоциируются с худобой. Явились новые каноны. В моду входят блондинки.

— В эпохи экономических кризисов все стараются выглядеть более натурально, тогда бывает больше брюнеток, — убежден художник Андрей Бартенев. — Как только начинается расцвет, тут же все становятся блондинками. А вот блондинки на фоне экономического спада раздражают окружающий мир: он сосредоточен на своих проблемах, а тут блондинка идет! А еще многие женщины становятся блондинками для того, чтобы быстрее выйти замуж и родить ребенка. Блондинка — это нечто понятное, с ней легче. А от брюнетки неизвестно чего ждать. Вот если кризис усугубится, то все обязательно станут брюнетками.

Новые изменение не за горами: в наше время худоба уже не воспринимается как однозначный эквивалент молодости, а молодость — как эквивалент красоты.

На сцену возвращаются модели, которые были на пике моды лет десять-пятнадцать назад. Сейчас им уже за тридцать. Людям интересна не юная красота, а женщина в расцвете сил. Возможно, это связано с достижениями медицины и индустрии красоты: сейчас и в 30, и в 40 лет можно выглядеть идеально.

Красота — это сумма неких социальных запросов. В одном опросе из легендарных красавиц лидируют Клеопатра и Одри Хепберн — две брюнетки. Главная блондинка и секс-бомба ХХ века Мэрилин Монро им проигрывает. Судя по всему, это реакция современного общества на кризис: людям стали больше нравиться женщины с естественным цветом волос, властные, расчетливые или хрупкие, но сильные, с мальчишескими фигурками.

На разных этапах общественного развития становятся нужны разные женские образы. С точки зрения общества красота — это формат.

Другое дело — красота художественная. Уж ее-то никаким каноном не измеришь, поэтому нам до сих пор дороги толстушки Кустодиева и худышки Россетти, фильмы с Софи Лорен и Джейн Биркин, боярыня Морозова и рабочий с колхозницей.

В начале ХХI века некогда самая популярная женская профессия — супермодель — теряет былую актуальность. Красивой начинает считаться женщина, умеющая найти свой стиль, преподнести себя и свою уникальность.

Новый век только начался, и выделить четкие каноны современной красавицы достаточно сложно. Как вариант, потому, что их нет. Есть мнение, что излишняя худоба уже не в почете. Современная женщина должна быть здоровой и естественной, ухоженной и аккуратной. Образ красивой женщины связан уже не только с внешними данными, но с характером и внутренним миром. А каноны красоты, как и мода, весьма переменчивы.

Печатается в сокращении.

(www.rusrep.ru)