Четыре класса как маленькая жизнь
А она, улыбаясь, смотрела на них и думала, как же они повзрослели за три года учебы, стали более ответственными, выдержанными. Как трудно будет с ними расставаться в конце учебного года.
— Каждый раз, когда беру новый класс, долго тоскую по предыдущему выпуску, сравниваю, волнуюсь, что они не будут такими, как те ученики, — признается учитель начальных классов школы № 10 города Павлова Тамара Грачева. — Но проходит время, нахожу в ребятах достоинства и так же привыкаю к ним. В прошлом наборе дети любили уроки письма, даже на перемене просили продолжить писать буквы. А новым ученикам больше нравится математика, они любят рассуждать, стараются высказывать и отстаивать свое мнение, с удовольствием пробуют свои силы в роли учителя. Хорошие, способные ребята.
Первая четверть самая напряженная. И для учеников — за лето они успели расслабиться и многое забыть, и для учителя — приходится повторять пройденный материал. Но к концу четверти учеба снова встает на свои рельсы.
В последние годы, когда появились интерактивные средства обучения, работать стало интереснее и проще, считает учитель, правда, требований стало больше — необходим высокий уровень владения новыми технологиями.
— Несколько лет назад мне казалось, что сложно будет освоить компьютер, а теперь не представляю, как могла без него обходиться, — продолжает Тамара Викторовна. — И детям интересно — на интерактивной доске они сами могут двигать картинки, обобщать слова, использовать презентации.
Три года назад в начальной школе были введены государственные образовательные стандарты, суть которых — овладение универсальными учебными действиями, УУД, как сокращенно называют их учителя. А для детей эта аббревиатура обозначает: учимся учиться и действовать.
Порой родители сетуют, что малыши устают, нагрузки большие, вводятся новые предметы: технология, окружающий мир, основы светской этики.
— Да, трудно, — соглашается учительница. — Но мы живем в современном мире, с иным ритмом, от которого нельзя отставать. Родители должны помогать своим детям и идти в ногу со школой. Все ученики разные: одни самостоятельны, другим требуется помощь до выпускных экзаменов. Не надо жалеть времени на своих детей. Выигрывают те родители, которые понимают, что учеба в школе — их общее с ребенком дело, и стремятся помочь.
Радость — увидеть заинтересованный взгляд
Стать учительницей Тамара Грачева мечтала с детства. Вместе с сестрой Ларисой, с которой они погодки, чаще всего играли в школу. Когда мама возвращалась с работы, весь пол небольшой квартиры был завален листочками, исписанными неровными буквами. Они с удовольствием ставили друг другу красной пастой оценки.
В школе маленькой Тамаре хотелось быть похожей на свою первую учительницу Ирину Максимовну Потапову — обаятельную, статную, правильную.
Она легко училась и в старших классах. Преподаватель француз-ского языка Луиза Михайловна Якимова была уверена, что способная ученица пойдет по ее стопам, но Тамара поступила на факультет начального обучения в Нижегородский педагогический институт, как и старшая сестра.
Получив диплом, Тамара Грачева вернулась в родную школу № 10.
Наверное, каждый педагог помнит свой первый урок. Тамара страшно волновалась, переступая порог класса, но, увидев распахнутые глаза малышей, устремленные на нее, сразу успокоилась. Ее переполняли радость и гордость.
Как-то она загадала ученикам загадку про стул: «Сам стоит, а всем сидеть велит». Что это?
— Учительница, — хором ответили малыши.
Зато какое удовлетворение испытывает педагог каждый раз, когда дети начинают самостоятельно читать и писать. Она старается приободрить своих учеников, чаще хвалить их, говорить ласковые слова.
У нее нет любимчиков. Даже собственному сыну Сереже, который учился у мамы, не было поблажек. В школе он называл ее на «вы», как остальные ученики, и радовал своими успехами. Зато дома они много общались, читали вслух. До сих пор взрослый сын вспоминает эти теплые вечера.
Программы меняются, убеждения — нет
В трудовой книжке Тамары Грачевой всего одна запись, сделанная 35 лет назад.
В этом году она во второй раз получила грант за участие в конкурсе «Лучший учитель Нижегородской области». Есть у нее еще одна награда — «Отличник народного просвещения». В ту пору ее только что назначили завучем, целых 10 лет она трудилась на этой беспокойной должности.
Теперь уже ее бывшие ученики приводят к ней своих детей. Некоторые выпускники, следуя ее примеру, тоже стали учителями. Например, Ольга Молотихина учит ребят русскому языку и литературе. Стала преподавателем и Елена Рязанова, которая сейчас живет в Нижнем Новгороде.
Нынешние ученики, перейдя в старшее звено, постоянно прибегают в бывший класс на перемене, чтобы поделиться с учителем своими радостями и проблемами. Знают, что она обязательно что-то посоветует, подбодрит.
— Меняются времена и школьные программы, а главные ценности остаются прежними — Родина, семья, друзья, — считает Тамара Грачева. — Этому мне хочется научить детей. С удовольствием иду на работу и не представляю своей жизни без учеников. Хочется, чтобы все они стали успешными и счастливыми.
Светлана ГУНДОРОВА.
г. Павлово.