Posted in Семья
15.01.2015

Нет у нас ни маленьких, ни лишних

После войны он работал с пленными «коллегами» — немецкими разведчиками. И один из пленных рассказал, что в ведомстве Альфреда Розенберга целое подразделение из военных переводчиков и литераторов занималось обобщением материалов по России, особое внимание уделяя русской литературе.

Из творчества наших классиков немцы вывели теорию, что русский ленив, слаб духом и будет, лежа на печи, смотреть, как его завоюют. Такие герои, как Обломов, Манилов, «лишние люди», «идиоты» Достоевского и толстовское непротивление злу насилием тщательно исследовались. Советский реализм по Зощенко, Ильфу и Петрову воспринимался как подтверждение теории — вот какие наследники родились у «лишних и немощных» представителей нации.

В результате именно книги создали у Розенберга, имевшего влияние на фюрера, представление о России как о довольно слабой стране.

Отсутствие государственной идеи, любовь к страданию подчеркивались в каждом произведении. Это уж потом враг понял, что литература не всегда объективно отражает национальную психологию.

Мимо настоящей русской жизни литература прошла стороной. Массовое строительство, рост военной мощи, настойчивость и упорство русского народа литераторы замечали не всегда или не захотели замечать. Беда в том, что сегодня мы видим ту же картину.

Информационная война против России вновь призвала на службу творческую либеральную интеллигенцию. Много ли мы можем сегодня узнать из газет и телевидения о том, как живет страна? Вместо тем о государственном строительстве, обеспечении продовольственной и военной безопасности, программах нравственного воспитания настоящих граждан мы вынуждены получать информационную жвачку. Скандалы из жизни поп-звезд перемежаются надуманными «жутиками» о жизни глубинки. Что будет думать о России западный обыватель? Да как и в 1941‑м, он посчитает, что нищих и пьяных русских можно и нужно завоевать для их же блага. А помощниками в этом становятся свои же доморощенные «интеллигенты».

Думая об этом, я нахожу отраду в одном. За все годы работы в прессе мне никогда не было стыдно за участие в чем-то подобном. Наша газета никогда не опускалась до чернухи и пораженчества. Мы всегда писали и пишем о том, чем на самом деле живет, как развивается и крепнет родная нам частичка страны — нижегородская глубинка. Нет у нас ни маленьких, не лишних.

Александр КУРИКОВ, собкор «ЗН».