20.10.2014

На фоне санкций

Сырое молоко в среднем по стране подорожало на 4 процента, к октябрю цифра может еще вырасти. Это нормальная картина, когда летом молоко дешевеет, а к зиме дорожает. Но нынче есть и другие причины роста закупочной цены. В России в целях импортозамещения резко увеличено производство сыра, а значит, и спрос на сырье возрос.

Впрочем, сбыт готовой продукции останется большой проблемой для переработчиков, как это ни парадоксально. А тут еще новые трудности.

Приказ, утвержденный Минсельхозом в июле этого года по поручению Правительства РФ, предъявляет поставщикам сельхозпродукции в торговые сети новые требования. С будущей весны продукция будет приниматься только при наличии дополнительных ветеринарных сертификатов на готовую продукцию.

Естественно, это вызвало возмущение, ведь затраты производителей увеличиваются, а так как времени на переустройство системы осталось совсем мало, многие линии могут просто встать. По подсчетам объединения «Союзмолоко», расходы молочников на оформление сертификатов достигнут 24 миллиардов рублей в год. Прогнозируя такой итог, Мин-экономразвития выступило с предложением ввести новшества не ранее 2016 года, не требовать для готовой продукции результатов лабораторных исследований, отменить плату за оформление сертификатов. Такого же мнения придерживается Россельхознадзор.

* * *

На днях Росптицесоюз при посредничестве руководства страны обратился к производителям мяса птицы и яиц с призывом не завышать цены на продукцию. С середины августа это уже вторая попытка предотвратить спекуляцию на внутреннем рынке путем налаживания диалога между властью и предприятиями отрасли.

Как считают в Росптицесоюзе, предпосылок для серьезного удорожания нет, ведь богатый урожай зерновых в этом году обеспечил производителей недорогими кормами. К тому же растет и объем производства. По данным Росстата, в период с января по август текущего года в стране оно было увеличено приблизительно на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2013‑го, что подняло количество выпускаемой продукции до 2,5 миллиона тонн.

* * *

В некоторых регионах местные власти приняли решение начать стимулирование отрасли глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, чтобы снизить потребность в импорте. Одна из мер – льготное налогообложение для инвесторов, взявшихся за это производство.

По состоянию на сегодняшний день, перерабатывающая отрасль в России на треть слабее, чем во многих других странах. Низкие закупочные цены на сырье, слабые инфраструктура и организация – основные причины такого отставания. Отрасль допускает потери до 25 процентов только из-за плохой логистики.

Если сейчас поднять на высокий уровень глубокую переработку сельскохозяйственного сырья, то импорт готовой продукции можно сократить вдвое. При этом, как считают в Мясном союзе РФ, себестоимость мясной продукции снизится.

* * *

Переориентация сельского хозяйства на собственного производителя невозможна без всесторонней помощи государства, и в первую очередь финансовой. Объемы субсидий на поддержку села, по мнению Минсельхоза, должны уже в этом году быть увеличены в полтора раза, до 253 миллиардов рублей, а в перспективе, рассчитанной до 2020‑го, практически до 1,8 триллиона рублей.

Как считает Центр агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы, значительную часть этих средств целесообразно было бы направить на развитие малых хозяйств.

В последние годы в стране наблюдается спад активности на подворьях. Связано это с ростом доходов населения, увеличением покупательной способности и развитием торговых сетей, где сейчас люди и приобретают основной набор продовольственных товаров. Но до сих пор личные подсобные хозяйства производят 41 процент всей сельхозпродукции. Фермеры дают пока только 10 процентов, а сельскохозяйственные организации, которые в общей своей массе (за исключением агрохолдингов) тоже относятся к малому бизнесу, — 49 процентов.

Крупные предприятия и без того находятся в выигрышном положении, чтобы получать основной вал государственной поддержки, ведь во многих регионах они сформировали естественную монополию в ряде ключевых отраслей. На фоне увеличения банками кредитных ставок реальной помощью мелким производителям стало бы и субсидирование этих ставок при получении кредитов, особенно если речь идет о расширении производственной базы — приобретении техники, строительстве инфраструктуры.