Выгнал из дома пожар войны
Лет десять назад довелось ехать рейсовым автобусом из Нижнего Новгорода в Сеченово. В салоне впереди меня сидели две немолодые женщины, и я оказался невольным слушателем их оживленного разговора.
Нетрудно было понять, что они ехали в родные места, в Сеченовский район. Там выросли, а после окончания пединститута их направили на работу в одну из бывших среднеазиатских республик, где все складывалось удачно. Но с распадом СССР там вдруг резко исчезло уважение к русским. Это если мягко сказать. Так что ехали женщины не на родные места по-смотреть, а разузнать, нельзя ли сюда перебраться.
Тогда в каждом районе можно было встретить три-четыре семьи, приехавшие из бывших союзных республик. Переезжали, подчас не без сложностей, но обустраивались на новом месте.
Нынешние трагические события на Украине тоже отдаленное во времени следствие распада СССР.
Этим летом в Сеченовском районе почти враз оказалось более полусотни человек, жителей Донецкой и Луганской областей, — выгнал из дома пожар войны. Почти все временную крышу над головой получили у родственников.
Разумеется, такой наплыв беженцев сразу же потребовал многоплановой дополнительной работы от местной власти. Когда я зашел в кабинет помощника главы районной администрации по связям с общественностью Марины Журавлевой, обратил внимание на несколько объемных пакетов, чем-то заполненных.
— Вещи для беженцев? — полюбопытствовал.
— Да, люди откликаются, хотят помочь…
Марина Николаевна рассказала о личных впечатлениях от первых встреч с беженцами, пришедшими в стены районной администрации хоть за какой-то помощью. Поддержка родственников — это хорошо, но надо и самим как-то определяться с тем, где жить, работать, какими документами обзавестись в первоочередном порядке.
— Они открывали двери этого кабинета (мне поручена работа с беженцами) растерянные, испуганные, а некоторые и озлобленные, — говорит Марина Журавлева. — И с рассказами о пережитом. Была у меня встреча с семьей, которая, убегая из-под обстрела, только и успела что прихватить покрывало — на случай, если придется ночевать в поле, укрыть ребенка. Ну как не посочувствовать, не поддержать, не помочь по максимуму возможного? Вот и звоню, ищу, прошу… Решили, что в районной газете будем постоянно рассказывать о прибывших к нам семьях с Украины в надежде, что люди откликнутся, помогут, чем могут…
Не только в стенах районной администрации оказывают всяческое содействие в элементарном обустройстве. Жители района, узнав о приезде беженцев, предлагают одежду, бытовую технику, мебель. Не новую, но вполне добротную. В первоочередном порядке одели всех детей — восемь школьников и десять ребятишек детсадовского возраста. Школьников распределили по школам, обеспечили всем необходимым для учебы, а малышам нашлись места в детских садах.
Почти всех взрослых трудоустроили. Во всяком случае, согласных на предлагаемую работу. А в аграрном районе выбор на этот счет невелик. Показателен пример глав крестьянско-фермер-ских хозяйств Николая Саушкина и Германа Домашенкова. Первый принял две семьи, предоставив жилье и работу, второй — одну семью, тоже обеспечил жильем и работой.
Решение проблем беженцев для района весьма серьезная нагрузка. Труднейший вопрос — денежный. Не предусмотрены в скромном бюджете расходы на такие потребности. Вот и решили сложиться сотрудники районной администрации — кто сколько смог. Как быть, если у беженцев возникает потребность ехать в Нижний оформлять какие-то бумаги? На билет в один конец надо пятьсот рублей, столько же обратно. А у людей ни копейки…
Пожилые из числа беженцев приходят с вопросом, когда они будут получать пенсию. И непросто им объяснить, что они граждане другого государства, что враз перейти на российское обеспечение не представляется возможным.
Или другая сложность. Приходят пострадавшие от войны на Украине в районную администрацию почти что с требованием предоставить жилье и работу только в райцентре. При всем сочувствии, рассказывает Марина Журавлева, приходится говорить прямо: у вас нет выбора, потому что у нас нет такой возможности. И выбор еще более сузился, пока раздумывали насчет предлагаемой работы.
Поиск возможностей помочь всем беженцам, оказавшимся в районе, продолжается. Пока мы беседовали с Мариной Журавлевой, ее дважды в срочном порядке приглашал в кабинет глава администрации района Евгений Наборнов. Как оказалось, по тем же вопросам.
Виктор КОМАРОВ.