Глобальные проекты и сельские тракты
Плохие дороги на Руси, как говорится, отдельная история. И сегодня их еще с лихвой хватает — что в областном центре, что в районах. Это подтверждает и наша редакционная почта. Наследие многих десятилетий не из тех, от которого можно избавиться за несколько лет. Однако и за считанные годы можно добиться немалого в разрешении застарелой проблемы.
— Безусловно, создание областного дорожного фонда дает ощутимый эффект, — заявил глава региона Валерий Шанцев при рассмотрении на заседании правительства вопроса о деятельности этого фонда в 2013 году. — По большому счету, я удовлетворен темпами работ. В прошлом году мы отремонтировали 531 км дорог, что на 67 км больше, чем в году предыдущем. А в 2012 году, подчеркну, показатели в четыре раза больше, нежели в 2011‑м. В прошлом году отремонтировали четыре мостовых перехода, по протяженности вдвое больше, чем в 2012‑м, построили пять новых дорог, новый мостовой переход. По муниципальным дорогам тоже рост — отремонтировали 150 км против 110. И сумели выделить из дорожного фонда средства, на которые привели в порядок около 900 тысяч кв. м дворовых территорий и проездов…
Одновременно с этим началось строительство крупных объектов, которые не возводились на протяжении многих десятков лет. В 2013 году развернулось строительство моста через Волгу на борскую сторону. По мнению главы региона, в 2016 году он будет введен в эксплуатацию. А в 2015 году может быть закончено строительство третьей очереди Южного обхода. И тогда средства дорожного фонда в полном объеме можно будет направить на строительство Северного обхода и низконапорного узла на Волге, для проектирования которого выделены федеральные средства в размере 500 млн рублей.
Застарелую проблему непросто решить еще и потому, что, как сказал руководитель профильного министерства Александр Герасименко, по протяженности региональных дорог Нижегородская область входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации. Общая длина автомобильных дорог составляет у нас 30 тысяч км.
В 2013 году на реализацию программы транспортной инфраструктуры области было направлено 9 млрд 470 млн рублей, из них средства регионального дорожного фонда составили 8 млрд 900 млн, муниципальных бюджетов — 518 млн, федерального бюджета — 52 млн рублей. Как видим, основное финансовое бремя ложится на область.
Бюджетам районов и городских округов на капитальный ремонт и ремонт автодорог муниципальной собственности, а также дворовых территорий и подъездов к ним из регионального дорожного фонда в 2013 году предоставлены субсидии на сумму 1 млрд 100 млн рублей. Кроме того, из бюджетов самих муниципальных районов и городских округов на эти цели было направлено более 500 млн рублей.
Глава региона обратил внимание на неудовлетворительное состояние многих дорог в Нижнем Новгороде, на приведение которых в надлежащий вид следует выделить больше средств.
— Не сокращая при этом строительства сельских дорог, — подчеркнул Валерий Шанцев.
Он заметил, что в данном случае, учитывая меньшую интенсивность движения по сельским дорогам, целесообразно применять новые технологии со стабилизирующими ингредиентами.
Вопрос роста объемов строительства и ремонта дорог, судя по всему, еще долго будет стоять в повестке дня. А это влечет за собой необходимость применения технологий, сберегающих финансовые ресурсы.
И все это — не в ущерб качеству. Напротив, Валерий Шанцев сделал акцент именно на этом.
— Объемы понятны, теперь нужны качество и высокие эксплуатационные свойства, — сказал глава региона в завершение обсуждения. — Если мы не будем следить за качеством работ, за тем, насколько долговечно дорожное покрытие, мы создадим новые проблемы, каждый год возвращаясь к ремонту дорог. Никаких денег не хватит…
И еще. Валерий Шанцев обратил внимание руководителя министерства на необходимость соблюдения графика ремонтных работ. Чтобы искоренить порочную практику, когда вскрывается покрытие сразу на нескольких дорогах, а очередь до восстановления многих из них подолгу не доходит. Это вызывает справедливые нарекания со стороны жителей области.
Николай РЯЗАНОВ.