Posted in Семья
20.03.2014

Великан и Надежда

Появился этот дом на одной из улиц большого села Янова лет пять назад. Обыкновенный такой дом — деревянный, рубленый, не сказать, что большой по периметру, но двухэтажный. На втором этаже три комнаты. Одна — родительская спальня, то есть Николая и Надежды, и пока неизменно при них полуторагодовалая Варюша. Ей подобает всегда быть на виду у папы или мамы. Вторая комната — пятнадцатилетнего Романа, а третья — одна на двоих, семилетнего Яши и пятилетней Маши.

На первом этаже огромная, со вкусом отделанная кухня и зал, где всей семье Кизловых тоже просторно. Вся внутренняя отделка из дерева. Ну есть кое-что из железа, сваренное, с завитушками, но это для дополнительной красоты. Насчет преклонения перед деревом в доме. Тут у Николая Кизлова давняя установка: жить только в такой среде во имя здоровья, в первую очередь — детей.

Во время стройки хозяину помогали только в укладке сруба. Вся отделка выполнена его руками с щепетильной аккуратностью. Чего Николай не умеет делать, сразу не скажешь. Он это так объясняет: если очень хочешь чему-то научиться, любое дело постигнешь.

Вообще-то Николай — неизменный кочегар в сельской котельной, которая работает на угле. Ежемесячно на такой должности глава большого семейства зарабатывает порядка пяти тысяч рублей. Если только на них опираться, то, безусловно, не проживешь. Тем более, супруга пока в отпуске по уходу за ребенком. Помогают социальные выплаты многодетной семье и проверенный временем приработок — большое количество животных во дворе. И уверен глава семьи, что голодать никогда не будут. Так и говорит: у нас всегда есть картошка в погребе, мясо. А еще собственные заготовки различных солений. К таким продуктам уже немногое надо добавлять.

А теперь о том, почему коренной городской житель Николай Кизлов страстно пожелал жить в деревне. Он вступал в самостоятельную жизнь в конце восьмидесятых — начале девяностых годов прошлого века. Тогда перед глазами были только факты крушения всего и вся. У людей растерянность, многие оказывались без работы, специалисты с высшим образованием подчас довольствовались мытьем полов. На кого молодому человеку учиться, кто востребован? Ответа на этот вопрос жизнь не давала. Попробовал вместе с приятелем создать кооператив по изготовлению мебели. Не получилось, вытеснили их с этого рынка.

И словно все перевернулось в душе. Словно кто-то заставил внимательно по-смотреть на содержание городской жизни. Сплошная суета и тревога, постоянные мысли о том, как бы не потерять работу, как бы найти работу. И когда же свободно вздохнуть? Разве что в выходной, когда очень многие горожане буквально бросались за город, на свои дачи, чтобы разрядиться, вдохнуть чистого воздуха, выпить чистой воды.

И будто прострелило Николая: он будет жить только в деревне, уйдет от суеты, раздражительности во имя сохранения собственного здоровья и здоровья всех, кто войдет в его семью. Именно тогда появилось желание иметь большую семью. Возможно, сказалась неудача первого брака. Бывшие родственники всячески ограничивали встречи с сыном Романом. И только когда Роману исполнилось десять лет, он сам принял решение жить с отцом.

Сложилось так, что, будучи уже зрелым мужчиной, Николай встретил выпуск-ницу Нижегородского педагогического колледжа Надежду Сиухину. Надежда сообщила домой, в Яново:

— Встретила молодого человека…

— Чем занимается? — спросили родители.

— Не знаю, но у него очень добрые глаза.

Когда мать, Любовь Анатольевна, впервые увидела зятя, то у нее, по ее воспоминаниям, открылся и долго не закрывался рот — в их дом вошел двухметровый великан. И рядом с ним ее хрупкая дочь. Кстати, Надя и сегодня, будучи матерью четверых детей, больше смахивает на их старшую сестру.

А ведь встретились два человека с разными планами на будущее. Надежда уезжала на учебу в Нижний с настроем любыми способами там обосноваться. Село? Да никогда. А Николай к тому времени был одержим планами о деревне.

У них обошлось без споров. Жизнь сразу преподнесла такое испытание, что все иное имело уже десятый смысл. Они жили еще в городе, когда родился Яша. С серьезной родовой травмой. Целый год непрерывных хождений по больницам. Все мысли у Николая и Надежды — как спасти его. Этот настрой сделал их глубоко верующими. И Яша выздоровел, сегодня он уже школьник, подвижный мальчик.

А потом последовала со стороны Николая аккуратная проработка сознания Надежды насчет переселения в деревню. Когда приезжали в Яново, он всякий раз говорил жене о ее родном селе: смотри, как здесь красиво, какая природа, какая река! Тихо, спокойно.

В общем, переехали жить в Яново. Сначала поселились у родителей. Родилась дочка Маша. А потом купили старенький домик в деревне Чуфарово. Совсем непростое там было бытие Кизловых. Приезжавшие из Нижнего знакомые говорили Николаю: ну как вы можете жить в таких условиях? А Николай вынес философское умозаключение: деревня заставляет с собой считаться, она не каждого к себе примет, она сначала испытает. Глубоко заблуждается тот, кто уверен, что не сможет жить в деревне. Тот не осознает: деревня к себе не подпускает случайных. Кизловых подпустила, и они построили в Янове новый дом.

На мужа Надежда по-прежнему смотрит теми же глазами: он добрый, он такой надежный. Правда, мы поначалу не почувствовали его доброты, встретил нас с суровым настроем. И только когда дело дошло, что называется, до сердечного разговора, хозяин дома объяснил свою строгость тоже с философским уклоном.

— Я как лев. Наблюдаю внимательно за тем, что происходит в доме, семье, охраняю свою территорию. Здесь нет ничего, за что я лично не отвечаю. Убежден, что если все хорошо у тебя в семье, во всем и везде у тебя будет хорошо.

В воспитательном процессе у Кизловых особая значимость придается правдивости, честности. Если возникают в отношениях какие-то трения, следует подробное разбирательство, кто и почему виноват.

У «льва» еще такая важная функция — именно в его руках семейные деньги. Не потому, что не доверяет жене. Просто он расчетливее, бережливее, а жизнь пока заставляет быть именно таким. Кстати, это правило Надежду вполне устраивает. Ей только остается говорить: у нас кончаются макароны, песок…

Остается сказать о Романе. Ростом он уже под потолок, понятно в кого. Очень тяготеет к технике и первый помощник отцу во всем. А в школе демонстрирует артистические способности. Во всех концертах участвует, играет на гитаре. С Надеждой в хорошей дружбе, хотя называет ее просто Надей. Бывает, спорят, что-то доказывают друг другу. Ну как же в семье без этого.

Виктор КОМАРОВ.

 

Сергачский район.