Остатки резной красоты,
Известно ли вам, что во всемирной паутине Интернета есть целые сообщества коллекционеров… наличников. Ездят они по дальним и ближним весям и фотографируют остатки резной красоты. Но не это удивительно.
Оказывается, наличники в разных местах называли по-разному. На Урале, например, их звали «вырезами», в Карелии — «подзорниками», в Новгородской области — «заоконниками», под Псковом — «обсадками» или «облипами», в Тверской области — «налишиной», в Вятской губернии — «забоконком», под Архангельском до сих пор кличут как «обноска», в районе Донецка — «обличковкой».
Этот неизвестный нам доселе факт мы узнали от интернетовских коллекционеров.
А еще мы узнали, что наличники умеют… разговаривать, а в их резном украсе хранится код древности, который можно научиться читать.
В дороге вам и народная мудрость не будет лишней: знайте, что о хозяине дома можно узнать по забору, а о хозяюшке — по наличникам.
В Интернете мы познакомились с самым известным на сегодняшний день коллекционером наличников, московским фотографом Иваном Хафизовым. В его коллекции уже несколько тысяч снимков, а впереди еще 108 городов и городков, которые он хочет объехать.
— Иван, где и когда были сделаны первые фотографии наличников?
— Было это в 2006 году в городе Энгельсе. Сейчас даже трудно сказать, чем привлекли меня эти простейшие узоры. Проще наличников я нигде не видел. Но именно они положили начало фотографической коллекции. Скажу еще почему. Наличники были раскрашены в разные цвета. Я такого никогда не видел, а тут в путеводителе прочитал:
«Разноцветные двери в Дублине стали символом и гордостью столицы Ирландии».
Подумалось, а мы-то чем хуже? Наличников, как у нас, я ни в одной стране не видел. Это национальное достояние, надо им гордиться и показывать.
Дальше были велопробег по маршруту Ростов — Борисоглебский — Мышкин и несколько служебных командировок в Чувашию, Мордовию и Челябинскую область. За пару лет я объехал городов 20. Вот тогда и почувствовал, что страсть коллекционирования меня захватила.
— Наверное, параллельно шло изучение резьбы и технологий изготовления резных оконных украшений?
— Конечно. Прочитал о наличниках все, что нашел, и это было совсем мало. Я понял, что есть ярославская школа резьбы, упоминается о томских резчиках, вскользь затрагиваются Поволжье и Вологда. Отдельно рассматривалась резьба Урала. А что в остальных местах? Неужели ничего нет? Верилось с трудом. Так коллекционирование стало исследованием.
По ходу я узнавал истории старых домов. Так, в Воронеже разыскал дом, в котором жил генерал-губернатор, а сегодня в нем живут… его потомки. Как удалось уцелеть этому зданию? Рядом все дома сгорели, а он стоит. Да и таким потомкам в свое время было несладко, их притесняли, выгоняли из домов, а в Воронеже вот не тронули.
Но что интересно. Мне еще ни разу не удалось узнать имен резчиков, которые делали украс дома. Сегодня их никто уже не помнит.
— Удается ли подметить черты, характерные для наличников разных областей России?
— Поначалу казалось, что достаточно будет понять: здесь со ставнями, а там без. Но оказалось, что причина появления ставней совершенно разная. В Саратовской области ставни защищали от яркого солнца, в Чите — от сильного ветра, в Архангельской области и Карелии — чтобы спать нормально в полярный день. А где-то ставни появились только в XIX веке, но уже от лихих людей.
— Иван, что помогает в работе?
— Язык! Обыкновенный русский язык. Общение. Разговоришься, и не надо в карту заглядывать. Правда, доходит и до казусов. Снимаю наличники в Иванове, а мне говорят: езжай в Кинешму, там лучше. Приезжаю в Кинешму — меня посылают в Шую, там невероятные наличники. В Шуе советуют прокатиться до Вичуги, а в Вичуге… снова отправляют в Иваново. Но ничего страшного, покрутимся, коллекция-то пополняется.
— Азбуку наличников осваиваете?
— Стараюсь освоить. Я понял главное: наличник — это оберег, это граница между миром дома и внешним миром. Он оберегает хозяев от нечистых сил. А украшения старых наличников — это символы: круг — солнце, волны — небесные хляби, ромб — поле, птицы — любовь, счастье… В разных местах разные символы, азбука обширна, ее читать и читать.
— Самый старый наличник в вашей коллекции где удалось сфотографировать?
— В Костроме, ему уже много больше ста лет.
— А самый «молодой»?
— В Омске. Причем произошло это так: фотографирую и так и эдак, подходит мужчина, спрашивает: «Нравится»? — «Нравится», — говорю. А он с гордостью: «Сам делал!» А когда разговорились, то выяснилось, что в Омске действует программа по возрождению исторических памятников. Деревянные дома там не рушат, как почти везде, а реставрируют и восстанавливают резные наличники, которыми Омск был богат. Казалось бы, новодел. А что же делать, дерево недолговечно. Но пройдут годы, и эти наличники состарятся. Будущие поколения, конечно же, будут по-другому воспринимать деревянные строения прошлого.
— Сохранят ли свое лицо наши провинциальные города лет через 20‑30?
— Главное, чтобы они не превратились в дачные поселения. Дачник не живет в них, он гостит. Ему бы лето ухватить. Что для него деревянный дом, всего лишь крыша над головой. Вот он и обивает купленный дом сайдингом, сдирает наличники, ставит пластиковые окна, прибивает «тарелки» спутникового телевидения. Город обезличивается. Какой турист туда поедет, даже если этому городу сотни лет и у него великая история. Что он там увидит?
Я давно мечтал побывать в древнем городе Переславле-Залесском. На старых черно-белых фотографиях видел резные наличники потрясающей красоты. Приехал и за два дня нашел только девять окон с резьбой — город перестраивается под «евромоду».
— Путешествуешь с удовольствием?
— Да, но нельзя сказать, что поездки легкие. Езжу в основном осенью и весной, когда или уже нет листвы, или ее еще нет, иначе она загораживает окна. А это время распутицы, а то и дождей.
Вдохновение черпаешь опять же в разговорах с людьми. В Кинешме снимал наличники, и показались они мне знакомыми. Видел я нечто похожее в городе Балашове. Вышла женщина, спрашиваю в шутку, мол, не из Балашова ли наличники? А она отвечает, что ее дед был из этого города. Согласитесь, это уже семейная история. В этот момент понимаешь, что работа стоит любых усилий.
— А как появился музей наличников в Интернете?
— Он не мог не появиться. Надо же было где-то показывать коллекцию. Вначале о своих поисках я рассказывал в «Живом журнале», а потом он мне оказался тесен. Четыре года назад и появился сайт Nalichniki.com. Честно говоря, я не ожидал, что он привлечет обширный интерес. Оказывается, у нас столько любителей деревянного зодчества, причем по всей стране. Теперь у меня нет проблем с выбором маршрута путешествий. Зовут, приглашают, советуют…
В моем виртуальном музее есть раздел «Наличники друзей». Намек поняли?
— В Нижегородской области побывать удалось?
— Лишь с краешку: Выкса, Навашино, Кулебаки.
— Тогда ждем?
— Спасибо!
Вячеслав ФЕДОРОВ.