Молчание глубин
Дело честиСобственно, сама мысль осветить эту тему пришла после случайного просмотра нескольких серий фильма, посвященного современному флоту, который прошел недавно на одном из центральных каналов. Случайного — потому что сериал показывали в не очень удобное время, его перебивал священный футбол… Один из главных героев, потомственный офицер-подводник, узнает от родственников, что его отец пропал вместе со своей субмариной и считается, что он как бы участвовал в ее угоне в Америку.
Якобы после пропажи подлодки в начале 80-х годов прошлого века во время боевого дежурства в Средиземном море в США появилось некое секретное оборудование с этого корабля, и весь экипаж во главе с командиром тогда объявили изменниками и предателями Родины.
Для молодого офицера доказать, что его отец не предатель, становится делом жизни и вопросом чести. И в хэппи-энде честное имя подводника было восстановлено. Сериал, конечно, любопытный, особенно сюжетная линия про «угон» подлодки, называется даже ее тактический номер. Но все дело в том, что эта линия лишь вымысел. А у зрителей время от времени возникает впечатление, что такое событие действительно было — советскую подлодку угнали. На фантазию авторов сериала обижаться не нужно — это того не стоит. Тем более что фильм все-таки патриотический и неплохой. Но вот восстановить историче-скую справедливость следует: да не угоняли советские подводники свои корабли прямо с боевой службы, не было такого.
Всего лишь версииСкептики могут возразить: а случай с капитаном III ранга Валерием Саблиным, который, по официальной версии, 9 ноября 1975 года поднял некое восстание на большом противолодочном корабле «Сторожевой» и попытался угнать его в Швецию? Но это все-таки надводный корабль, причем без боевого оружия, и угнать его пытались не с боевой службы, а от причальной стенки в Балтийске. Да и закончился неудавшийся угон расстрелом Саблина…
На подводном флоте даже отдаленно похожих случаев не было. Но откуда у авторов фильма вообще могла возникнуть мысль придумать сюжет об угоне боевой советской субмарины? Думается, это отголоски некоторых «разоблачительных» публикаций о трагедиях на флоте, которые начали активно появляться четверть века назад. В реальной жизни в СССР были две катастрофы, которые, в принципе, вполне могли вдохновить создателей фильма на творческий полет фантазии.
В ночь на 27 января 1961 года в Баренцевом море исчезла подводная лодка С-80. Об этой трагедии подробно пишет в книге «Сталинский «бандит» в Молотовске» известный морской историк из Северодвинска Олег Химаныч. Версия угона нашей подлодки за рубеж тогда действительно существовала. Возникла она так (цитата из книги): «Беседовали с семьями подводников. Понятно, слез там хватало, а вместе с ними выплескивалось и глубоко личное. И вот жена командира лодки, будучи во взвинченном состоянии, бросила: «Да как же вы могли такую лодку ему доверить?! Она, наверное, давно уже за границей!» Многих от этих слов холодный пот прошиб — а что если и впрямь угнали?! Тем более, личность командира С-80 капитана III ранга Анатолия Ситарчика представлялась противоречивой…»
Но возглавлявший комиссию по расследованию гибели лодки Константин Рокоссовский, пишет Олег Химаныч, тогда обронил фразу: «Не будем плохо думать о погибших», и версию о тайном побеге за рубеж отставили. Затонувшую подводную лодку нашли на глубине 196 метров только через долгие семь лет, и все это время у некоторых военно-морских начальников где-то в подсознании все равно сидела мысль: а вдруг лодку все-таки угнали? На семь лет за этой подлодкой, впервые на флоте СССР вооруженной крылатыми ракетами П-5, закрепили клеймо «пропала без вести».
Потеря была велика: шла холодная война, и в час «Х» корабли этого проекта должны были всплыть у чужих берегов и крылатыми ракетами уничтожить бомбардировщики на взлете. Этому оружию отводилась роль щита в случае нападения на СССР. Если бы новейшие ракеты, которых у НАТО на тот момент не было, попали в руки вероятного противника, неизвестно, как бы еще все обернулось… До трагедии «Курска» было еще несколько десятилетий.
Пропавшая без вестиОперация по подъему дизельной подводной лодки С-80 получила название «Глубина». Субмарину отбуксировали в бухту Завалишино под Териберкой. Там спасатели вскрыли рубку и спустились в отсеки. Сомнений не было — часть экипажа после аварии жила на недосягаемой для лодок этого проекта глубине. На борту лодки, когда она отправилась в свое последнее плавание, находилось пятнадцать офицеров, шестнадцать старшин и тридцать семь матросов основного и запасного экипажей. Долгое расследование пришло к выводам, полностью исключившим версию о попытке угона лодки за рубеж.
В создавшейся по воле случая экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели подводного корабля, — не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. На лодке произошел взрыв аккумуляторной батареи, она провалилась на запредельную глубину кормой вниз и уткнулась в грунт. Попытки оставшихся в живых 24 моряков покинуть затонувшую подводную лодку в спасательных аппаратах остановила глубина. Так погибли все 68 членов экипажа советской подводной лодки С-80…
Когда после вскрытия корпуса лодки внутрь проникла спасательная партия, картина представилась ужасная. Удивительно, но тела погибших хорошо сохранились, многих сослуживцев подводники узнавали… Правительственная комиссия сделала вывод, что некоторые моряки после аварии прожили на лодке около недели, не имея возможности дать знать о себе и спастись. Но выхода не было, а надежда на спасение таяла вместе с остатками воздуха. Когда дышать стало нечем, подводники надели дыхательные аппараты, но воздуха в них хватило ненадолго. Два матроса, не выдержав удушья, сами свели счеты с жизнью.
Тела подводников были преданы земле в общей могиле возле поселка Оленья Губа в Мурман-ской области. Кадровики провели свой ритуал — сожгли удостоверения погибших мичманов и офицеров. Родственников ждали трагические «подарки»: было куплено несколько десятков чемоданов, в которые были положены безымянные тельняшки, бескозырки, книги, письма… Их отправили по Советскому Союзу.
Грабители
раскрыли тайну24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с тремя новейшими баллистиче-скими ракетами. 8 марта корабль не вышел на связь. Двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть подлодка, закончился неудачей. Моряков (всего 97 человек) официально признали погибшими, вдовам подводников и их детям дали пенсии. Однако в материалах правительственной комиссии, долго расследовавшей аварию, не исключалась и версия угона субмарины. Правда, это была самая последняя в списке версий…
Через несколько лет нашу лодку нашли американцы. Подлодка затонула на глубине пяти километров — с такой глубины корабли еще не поднимали. Помимо технической сложности, американцам операция грозила и политическим скандалом, так как грубо нарушала международный морской обычай, согласно которому военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением, и без соответствующего разрешения его трогать нельзя…
Далее — как в детективе (вот где реальный сюжет для авторов сериалов!). Поднять советскую лодку взялась компания, которую возглавлял знаменитый миллиардер Говард Хьюз. Все работы были строго секретными. Тысячи людей работали над проектом, не зная, чем они занимаются. Но волей случая тайный проект стал достоянием общественности. В ночь на 5 июня 1974 года в Лос-Анджелесе грабители пробрались в помещение офиса Хьюза на Ромейн-стрит и вскрыли сейф, где нашли не деньги, а кое-какие документы, которые и прихватили с собой.
Ознакомившись с бумагами, бандиты узнали, что по заданию и на деньги ЦРУ Говард Хьюз по-строил специальное судно «Гломар Эксплорер» для подъема русской подводной лодки, затонувшей на большой глубине. Грабители решили шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов. В конце концов газета «Лос-Анджелес таймс» поместила сенсационную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом…
Надо отдать должное американцам: с останками русских моряков, найденными во фрагменте поднятой со дна подлодки (при подъеме корабль разломился, и большая его часть ушла обратно на дно), они поступили достойно. По погибшим отслужили молебен на английском и русском языках, были исполнены государственные гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около четырех километров…
В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс, побывавший с визитом в Москве, передал президенту Ельцину видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения советских моряков. Именно тогда появились первые подробные публикации о нашей подлодке, в которых уже никак не фигурировали версии об ее угоне на Запад…
Память о погибших советских подводниках, на которых в свое время пала незаслуженная тень подозрения в измене, жива. И, наверное, эти истории еще ждут своего отражения в сериалах. Основанных не на вымысле (пусть и в благих целях), а на исторических фактах.
Андрей МИХАЙЛОВ.