Posted in Благовест
24.10.2013

Остались верны юности

Молодежную организацию никто тогда не распускал, и двери райкома комсомола, в отличие от партии, не опечатывали. Работа комсомольцев продолжалась, но в присутствии милиционера, который сидел и присматривал за сотрудниками с утра до конца рабочего дня.

Помогла тогда комсомолу президентская телеграмма из Москвы: повелели в ней комсомол не трогать. Страсти немного поутихли.

Финансирования практически не было — жили как могли. Выручали… председатели колхозов. К ним от комсомольцев приходили платежные поручения с надписью: «ВЛКСМ — детям». Руководители и перечисляли немного денег. Так и продлевали жизнь молодежной организации.

Но длилось это недолго. В феврале 1992 года рухнуло огромное дерево КПСС и смяло за компанию комсомол.

Еще немного посуществовал он в виде молодого ростка — Российского коммунистического союза молодежи. Но как работать, когда нет ни идеологической, ни духовной, ни материальной подпитки? Быстро завял тот побег.

Многие комсомольцы, с кем я говорил, жалеют об исчезновении молодежной организации. Был формализм? Был, наверное. Но запомнилась конкретная работа. И все вспоминают то время с душевной теплотой. Не только потому, что это были для них самые счастливые, молодые годы.

Что же еще оставил в людях комсомол? Об этом я расспросил бывших сотрудников Лукоянов-ского райкома комсомола.

Виктор Лобаев в райкоме работал в самые бурные годы — с 1985‑го по 1991-й. Из них последние три года — первым секретарем райкома ВЛКСМ.

— Упор мы тогда делали на организацию досуга молодых, воспитание и развитие в них патриотического духа, — вспоминает он. — Инспекция по делам несовершеннолетних давала нам списки трудных подростков, мы на неделю вывозили их в военно-патриотический лагерь. Воинская часть выделяла палатки и полевые кухни. Работали с ребятишками воины-афганцы Виктор Юрчик, Владимир Судаев, Николай Зинкин.

Со спорткомитетом проводили соревнования клуба «Кожаный мяч», военные игры «Зарница». В СПТУ № 105 райкомовец Василий Разин занимался с ребятишками спортивными мотоциклами. Были там даже две гоночные машины.

В поселке имени Степана Разина в школе действовал военно-патриотический клуб «Десантник», которым руководил Виктор Юрчик.

Работал кружок модного тогда брейк-данса…

Следили и за порядком. Оперативный комсомольский отряд дружинников дежурил на дискотеках. Ребята с ремонтно-подшипникового завода во главе с Владимиром Волковым хорошо в этом помогали.

Закладывали парки у районной больницы, а потом и у колхоза «Лукояновский». Не забывали и села. Подшефным был у нас колхоз «Чиргушский». Регулярно ездили туда помогать в страду: убирать сено, сортировать зерно, полоть свеклу.

С удовольствием работали все члены бюро ВЛКСМ: Владимир Волков, Юрий Володин, Людмила Курочкина, Николай Зыков, Нона Корлагина, Яков Куманеев, Лидия Гунаева.

В конце 1980‑х отношение к комсомолу стало уже прохладнее. Работать стало трудно. Посадили комсомол на хозрасчет. По рекомендациям свыше мы стали заниматься бизнесом. Создали молодежный центр «Акцент», который занимался ремонтом и строительством домов. Бизнес ширился видеосалонами. Тогда наш комсомолец Владимир Кокшаров пел:

Времена пришли другие:

Деньги, шмотки и видак!

Сергей Захаров с 1986 по 1990 год — инструктор организационного отдела РК ВЛКСМ. Он рассказывает:

— Когда устроился на работу в райком комсомола, сразу же появилась масса знакомых по всему району — Евгений Савенков в Большом Маресьеве, Павел Маячкин во Владимировке, Иван Родионов в Кудеярове…

Кто бы меня знал без райкома? Даже с будущей женой Ольгой я познакомился благодаря комсомолу. Она работала тогда в поликлинике и по комсомольским делам была связана с райкомом ВЛКСМ. Года три встречались, потом поженились…

Однажды проходили отчетно-выборные собрания в первичках. На одном из них работу комсомольской организации совхоза «Печинский» признали неудовлетворительной. И Сергея Захарова направили поднимать работу и оживлять деятельность организации ВЛКСМ. На следующий год работу первички в кусту признали удовлетворительной.

— Комсомол дал мне бесценный опыт общения с людьми, который нужен всегда, на любой работе. Он и пригодился в жизни, — итожит Захаров.

Владимир Шумилов пришел в райком ВЛКСМ сразу после армии и работал с 1981 по 1988 год. Прошел всю лестницу — от рядового инструктора до первого секретаря.

До сих пор помнит передовые комсомольско‑молодежные бригады в коллективах, лучших молодых рабочих, механизаторов, водителей, доярок, к примеру бригаду домостроительного комбината под руководством Алексея Архипова из райцентра, комбайнера Николая Иншина из Большого Маресьева, доярок Любовь Гнётову из колхоза «Лукояновский» и Нину Садилову из «Красного Октября», дояра Михаила Оброчнова из Владимировки. Многие и сейчас в передовых, а начинали с комсомола.

— Не забуду и факельное шествие по улицам Лукоянова. Колонны шли с четырех сторон на центральную площадь. И в каждой факелов по сто. Эта акция была посвящена борьбе за мир и уничтожение ядерного оружия. Факелы были самодельные — палка и тряпка, намотанная на конце и облитая соляркой. В кульминационной части мы сожгли большой макет ядерной бомбы. Как тогда город не спалили — до сих пор удивляюсь!

Не один десяток комсомольцев в Лукоянове прошли школу ударных комсомольских строек по путевкам РК ВЛКСМ. Среди объектов — Выксунский металлургический комбинат, Сеченовская газокомпрессорная станция, Сергачский элеватор.

Как в дальнейшем сложилась судьба героев нашего повествования?

Виктор Лобаев стал известным в районе предпринимателем, некоторые его больше знают как председателя активно работающего ТСЖ «Уют». Сергей Захаров — руководитель одной из служб ЖКХ. Владимир Шумилов ныне на пенсии, а в недавнем прошлом работал в районной милиции.

До сих пор лукояновские комсомольцы не только регулярно встречаются, но и помогают друг другу. А День рождения комсомола для них остается большим праздником.

Александр КРЫЛОВ.