Сто километров до счастья
Глаза Насти Васильевой светятся радостью. Сегодня она стала мамой. Для крошечной дочурки уже подобрано имя — Валерия, и скоро Анастасию и Леру приедут навестить родные.
— Все прошло благополучно. Здесь такое отношение, такие заботливые врачи, — говорит юная мама, не в силах сдержать улыбки. — И квалифицированные. Когда готовилась к родам, от многих слышала, что у нас в Шаранге рожать очень хорошо.
Слова Насти подтверждают и другие пациентки родильного отделения Шарангской центральной районной больницы. Екатерина Домрачева местная, здесь уже во второй раз. И первые роды, и теперешние прошли благополучно.
— Огромное спасибо врачам, — говорит она.
А Оксана Смутилова специально приехала рожать в Шарангу из Тонкина — там роддом закрыт.
— Слышала хорошие отзывы, — объясняет молодая мама.
Действительно, рожать в Шарангу едут женщины из нескольких районов: из Тонкина, Тоншаева, Ветлуги, Уреня, даже из Марий Эл. Слухом земля полнится, вот и выбирают женщины местом, где должен появиться на свет их малыш, именно этот районный поселок.
И все бы было хорошо, если бы не нависла над родильным отделением Шарангской ЦРБ угроза закрытия.
— В связи с укрупнением в системе мед-учреждений, открытием перинатального центра в Урене, в состав которого должны войти и наши койко-места, а также, как нам сказали, в связи с недостаточным количеством родов отделение закрывается, нашим женщинам предлагается ездить в Урень, — говорит главный врач больницы Валентина Кузьминична Безрукова. — Это 74 километра. А если будут женщины из отдаленных деревень (наш радиус обслуживания — 40 км), то ехать придется более 100 километров. Правда, по нормативным документам, разработанным Министерством здравоохранения Российской Федерации, женщины должны отправляться в перинатальный центр заранее, в 38 недель беременности, и находиться там две недели до родов. Но, зная сельский уклад жизни, я понимаю, что в 38 недель большинство женщин в Урень не поедет. Они не бросят коров, огороды, семью и будут ждать родов — таков менталитет.
Но, допустим, поедут все заранее. Тогда стоит сказать о ситуации, о которой писала наша газета несколько месяцев назад. Закрылось родильное отделение на Ваду. Женщинам, приезжающим оттуда в перинатальный центр в Арзамасе, были не слишком рады по причине того, что центр зачастую был переполнен.
Не повторится ли ситуация, ведь в Урень (а там всего 16 койко-мест) и сейчас едут из нескольких районов, а тут еще прибавятся жительницы Шаранги и те, кто при другом стечении обстоятельств поехали бы рожать в этот районный поселок.
— Нам сказали, что в перинатальном центре будет оказываться более квалифицированная медицинская помощь новорожденным, — продолжает Валентина Безрукова. — В Урене действительно хорошее оборудование, есть и реанимация, которой в Шаранге нет. Но случаи, когда она требуется, у нас в районной больнице единичны. И выход из чрезвычайной ситуации тоже всегда есть — либо отправить ребенка в Урень или Нижний в сопровождении местного реаниматолога, либо вызвать специалистов из Центра медицины катастроф. Но, повторяю, подобные случаи редки, и стоит ли закрывать родильное отделение, где есть квалифицированные кадры и современное оборудование, приобретенное по федеральной программе
модернизации здравоохранения?
Заместитель главного врача акушер-гинеколог родильного отделения Галина Анатольевна Чемоданова показывает дорогостоящие приборы, в том числе аппарат для искусственной вентиляции легких, кювет для недоношенных малышей, и добавляет:
— Наши услуги востребованы. А у нас еще четыре года назад сократили число койко-мест. Сейчас их всего пять. Но мы не можем отказать женщинам, которые нуждаются в помощи, и сейчас в отделении находятся девять женщин. То есть пять коек — это мало. И те забирают.
— У нас растет рождаемость, — подтверждает другой врач отделения Вера Александровна Моисеева. — В позапрошлом году родилось 124 малыша, в 2012-м — 169, вот и на сегодняшний день по сравнению с аналогичным периодом прошлого года родилось на четыре ребенка больше. Зачем нас все время то сокращают, то укрупняют?!
Глава местного самоуправления района Виктор Иванович Бахтин тоже в недоумении от подобных действий.
— Наш район единственный не то что в области — в стране (я не говорю о Закавказье), где рождаемость выше смертности, — говорит он. — Кроме того, к нам многие приезжают на постоянное жительство. В прошлом году людей прибыло вдвое больше, чем убыло по разным причинам. Район активно развивается, численность населения растет… И вдруг закрывают родильное отделение! Непонятно, о чем забота-то? Так что я на стороне людей — отделение закрывать нельзя.
Во что выльется это закрытие? Оксана Смутилова и Настя Васильева сказали мне, что вскорости «собирались за вторым», но теперь, когда рожать нужно будет ехать так далеко от дома, подумали: а стоит ли? Екатерина Домрачева твердо сказала: «Хотели третьего ребенка, но теперь все. Рожать больше не буду».
Вот вам и пропаганда многодетности в отдельно взятом районе.
Надежда МУРАВЬЕВА.
-
р. п. Шаранга.