Posted in Кругозор
30.05.2013

Мы живем надеждами

А на самом деле никогда не знаешь, что тебе на роду написано. Так и Чеколаевы. Не думали и не гадали Елена с Андреем, что фермерами станут. И уж тем более не думали, что семья большой будет — со своими и приемными детьми. Но слово такое есть — судьба.

Мечты сбываются

В крестьянско-фермерском хозяйстве Елены и Андрея Чеколаевых 16 голов КРС — девять коров да еще телята.

— Мы ж местные, здешние, деревенские, — говорит Елена. — В родне из поколения в поколение передавалась привычка скотину держать. Поэтому мы о городской жизни никогда и не думали. Ведь наше Варнавино — районный поселок, менталитет здесь не как в большом городе. А туда приедешь — не знаешь, как и ночь-то ночевать, домой тянет.

Впрочем, сначала семья жила в квартире, а потом Андрей с Леной взяли и поменяли ее на дом. Козочек держали, поросят, гуси и куры во дворе обитали. А мечтала Елена о корове. Мечта сбылась. Тогда стала Елена Сергеевна подумывать: почему бы сельским хозяйством плотнее не заняться? Трое детей в семье, а зарплата на почте, где она тогда работала, невелика. Ушла, стали с мужем крестьянствовать. От первой коровы телочку оставили. Потом кредит взяли — еще двух купили. Так и пошло, 16 голов теперь во дворе.

— Двор маленький, — сокрушается хозяйка, — развернуться негде, скотине тесновато. Хотелось бы автоматизировать производство, но в таком маленьком помещении какая автоматизация. А дойка… Купили доильный аппарат, но в тесноте с ним очень неудобно управляться. Мне легче подойницу взять. Так что нам позарез новый двор нужен.

Чеколаевы уже предприняли в этом направлении определенные шаги. Несколько лет назад составила Елена бизнес-план (по образованию она экономист) и получила от центра занятости деньги на его реализацию. Но хватило только на фундамент.

— Надеемся, что как-нибудь достроим двор, — говорит Елена. — Было бы больше места, еще бы поголовье увеличили. С реализацией проблем нет. Молоко, мясо — все уходит: и в детсад, и в детский дом, люди покупают. Приятно, что звонят нам, спрашивают, хотят купить. Да и у самих с питанием все хорошо. Творог, каши, творожники, в русской печке молока натопишь — вкусно-то как!

Корма Чеколаевы стараются свои заготавливать. Немного земли арендуют да еще купили паи — 130 гектаров бывших колхозных земель взяли в собственность. Овес там сеют. Правда, с техникой трудновато. В один год вырос овес, а убрать не сумели — с комбайном дело не сладилось. Своего-то нет. Так и ушел урожай под зиму.

— Зато каждый раз вспоминаю, сколько зерна мы в первый год собрали, — улыбается Елена. — Это 2010-й, когда засуха была. А мы 20 тонн вырастили. Все тогда удивились. А дело-то все в том, что до нас колхоз здесь пшеницу сеял, а она для овса лучший предшественник. А как интересно бывает ходить ростки смотреть. Любопытно наблюдать, как он растет, овес-то наш!

Маме с папой, конечно, ребятишки помогают. Особенно старшие. Леша, ему уже девятнадцать, все больше с отцом по «мужицким» делам — строгать, пилить, в технике копаться. А Аленка с Сережей — те больше с коровами: и доят, и пасут. Даня им на пастбище помощник. Малыши — Саша и Настя — тоже без дела не сидят: в огороде грядки поливают.

«Это наши дети»

В доме у Чеколаевых веселый гвалт. Саше 5 лет, он удивительный говорун. «А вы знаете, что я люблю…», «А вы знаете, что наш кот…», «А у Насти есть кукла Ксюша…» Все о себе, о маме и папе, братьях и сестрах в пять минут рассказал. Четырехлетняя Настя эту самую Ксюшу мне тут же притащила. Атмосфера в доме жизнерадостная. Кошка на ковре кверху лапами перед Даней — играть с ним хочет, в кресле папа с Аленой и Сашей в обнимку, Настя на маме виснет. А старшие мальчики, Леша с Сережей, постояли для приличия и в другую комнату ушли — у них дела.

— Даню, Сашу и Настю мы полтора года назад в семью взяли, — рассказывает Елена. — А Сережа, он уже давно у нас живет. Получилось как. Умерла у меня подруга. Сын у нее остался, пять лет Сереже было. Хотела его бабушка взять. Она попросила меня с ней в опеку сходить. Ей отказали, а мне говорят: «Если хочешь, на себя оформляй». Я так и обомлела… У самой уже двое к тому времени было.

Не взять этого мальчика Лена с Андреем не смогли. Хоть и знали, что сложно будет. А трудностей хватило с лихвой. Сережа тосковал по маме. Сколько такта, мудрости и душевных сил потребовалось приемным родителям. И мальчик оттаял. Теперь это серьезный и ответственный человек, во всех делах помощник.

— Четырнадцать лет мальчишке, а он и коров доит, и отелы со мной принимает, — хвалит Сережу Елена. — Работящий такой, молодец. Думаем, в сельхозакадемию будет поступать после школы.

Именно Сережа, увидев по телевизору детишек из детского дома, предложил родителям взять в семью еще одного ребенка. Елена сказала: «Да ты что, я не осилю!» Однако и сама задумалась, а через несколько дней уже разглядывала видеопаспорта детей в Интернете. Черноглазая круглолицая девчушка всем в семье сразу понравилась. Но у нее оказалось два старших брата. Махнули рукой: была не была.

— Мы когда приехали знакомиться, сразу поняли, это наши дети, — сказала Елена.

— Как? — спросила я.

— На площадку гулять вышли, а Настя маленькая была, как пуговичка… Я взяла ее на руки, а она мне в шею вцепилась и затихла. Так и проходили с ней все время. Мамой и папой они нас сразу же начали называть, еще в машине, пока домой ехали…

Растут малыши, и способности выявляются, характеры проявляются.

Саша с Настей затащили кота на диван. Тискают его, смеются. А кот терпит и все норовит сбежать — по глазам видно. А глаза у этого питомца Чеколаевых невиданные. Один голубой с красным зрачком (как и положено альбиносам, шерсть же у него белоснежная), другой — желтый с зеленым зрачком. Удивляюсь, как это чудо с внешностью и замашками аристократа выносит детские проявления заботы. Елена и Андрей залюбовались сценкой.

— Без них же никак, — вступает в разговор и немногословный Андрей. — Как расходятся все: кто в садик, кто в школу — пустой дом. Никак нам без них.

— Хорошо, что все это мимо нас не прошло, — задумчиво говорит Елена. — А трудности… Да мы все надеждами живем! Если что-то не ладится, знаем: сейчас не получилось, после обязательно все будет хорошо.

Надежда МУРАВЬЕВА.

р. п. Варнавино.