Posted in Проза
11.04.2013

Светлана Полушкина: Кризис среднего возраста

Десять лет работала в газете «Пятница. Для вас, женщины» в Арзамасе, тогда и начала писать рассказы, повествующие о хитросплетениях женских судеб. Истории все невыдуманные, как правило, рассказаны читательницами. Может быть, поэтому просты и понятны.

Этот период переживают практически все женщины — красивые и так себе, счастливые и не очень, любимые и разлюбленные. Немножечко виноват возраст, немного — мужчины, которые рядом или с которыми не сложилось, немного — мы, женщины, сами, потому что в преданности и самопожертвовании не знаем меры. Страшно не хочется стареть, не хочется сдавать позиции, горько сознавать, что мужчины оборачиваются не вам вслед, что это уже не наденешь или вот так вести себя несолидно. С этим надо либо смириться, либо… не брать в голову! И рисковать, влюбляться, стремиться, не бояться начать сначала.

Вот несколько реальных историй, которые объединяет одно, — они о женщинах того самого переходного возраста.

Как это бывает…

Молодые соседи умиляли меня своими взаимоотношениями. Она для него была «котенком», «малышкой», он для нее – «солнышком», «радостью». Сердце таяло от таких слов. Я иногда не выдерживала и упрекала мужа: вот если бы он ко мне так относился, я была бы лучшей женой на свете. На что он мне неизменно отвечал: «Ты и так самая лучшая». Это подкупало, но не успокаивало.

Как-то мы встретились с юной соседкой в магазине, домой пошли вместе и разговорились. Оказывается, Настя с Сашей дружили со школы. У них была самая замечательная пара. Когда перешли на третий курс института (учатся, конечно, тоже вместе) и решили пожениться, родители не возражали: за столько лет дружбы ребята проверили свои чувства. Никто не сомневался, что брак будет крепким, ведь решение принималось не второпях.

Прошел медовый месяц. Все это время из квартиры соседей раздавались музыка, смех — счастливые молодожены принимали гостей. Родители баловали их, сумками таскали еду. Потом музыки стало меньше, смех стал слышаться реже, а через полгода и совсем затих. Зато тонкие стены пропускали совсем иные звуки: крики, плач, разговор на повышенных тонах. Однажды я застала Настю плачущей на лестничной площадке. Я уговорила ее пойти ко мне, чтобы не пробуждать нездоровое любопытство соседей.

Настя немного поупрямилась, но потом доверчиво пошла следом за мной. Она плакала и рассказывала о своих обидах. Десять лет знала Сашу, но не думала, что он такой. Какой? Настя начала перечислять конфликты, которые стали возникать ежедневно.

Она хотела взять брошенного котенка, а муж не позволил, потому что не любит животных. Этот несчастный пушистый комочек до сих пор стоит у нее перед глазами. Потом он возразил против покупки новой кофточки, сказав, что у нее и так достаточно тряпок. А когда ему недавно покупали дорогущие ботинки, она-то нисколько не возражала. Муж сердится, что у нее все время подгорают котлеты. Но это не значит, что она плохая хозяйка, просто берется сразу за несколько дел и забывает иногда, что у нее кастрюля стоит на плите. Саша перестал ей дарить цветы, сказал, что пора прекращать сорить деньгами. Сегодня он не предупредил и зашел после института к своей маме. Настя приготовила ужин, сама не ела, а Саша, когда вернулся, заявил, что уже сыт, и вперился в телевизор. Разве можно так обращаться с женой? Она обиделась и ушла, а он даже не повернул голову в ее сторону.

Пришлось успокаивать девочку, говорить всем нам, женам со стажем, известные вещи: не стоит обращать внимания на такие мелочи! Трудно молодым людям сразу отказаться от привычного образа жизни, праздник не может продолжаться вечно, когда-нибудь все равно наступают будни. Вот этот период и подошел, не стоит переживать и строго спрашивать со своего мужа. Потом я рассказывала свою историю: как постепенно научилась обходиться без ласковых слов, как с годами отвыкла от приятных сюрпризов и щедрых подарков, как смирилась с тем, что муж не замечает новое платье, новую стрижку, мою усталость и плохое настроение. Как нам после покупки второго телевизора нечего стало обсуждать, нечем делиться: у каждого теперь свои интересы, свой информационный мир. Раньше мы скучали, если вдруг кто-то уезжал в командировку, сейчас это хороший повод мне – навестить подруг, ему – потусоваться в мужской компании. У нас улучшаются жилищные условия, повышается статус в обществе, увеличивается зарплата, приучаются к самостоятельности выросшие дети, но мы с каждым годом отдаляемся, теряем что-то такое, что притягивало друг к другу…

Как ни странно, мои слова Настю успокоили. Слезы высохли, на лице появилось выражение спокойствия: оказывается, у нее все еще не так плохо. И она посмотрела на меня с сочувствием.

Настя ушла домой, а мой муж вышел из своей комнаты и поинтересовался, о чем это мы так долго разговаривали.

— Рассказывала неопытной женщине, как обычно умирает любовь и что в это время ощущаешь, — ответила я.

Муж не стал углубляться в опасную тему и ретировался на свою территорию.

Сюрприз

Марине казалось, что она не отдыхала уже сто лет. Год был очень тяжелым. Сначала всю зиму болела мама. Весной дочка готовилась к выпускным экзаменам, потом был жуткий стресс во время вступительных экзаменов… Теперь все утряслось. Мама собирает в саду урожай, солит помидоры. Дочка приступила к занятиям в институте.

Решила взять отпуск, чтобы отоспаться хотя бы. И вдруг везение: на работе предложили горящую путевку в пансионат на море. Захотелось поехать. Муж многозначительно улыбнулся: «Поезжай, раз устала». По его лицу было видно, что хотел он сказать совсем другое: знаем, мол, зачем все туда ездят. Марина могла возмутиться, но промолчала: лучше не раздражать человека, ясно, что ему просто не хочется оставаться одному.

Пансионат наполнили такие же условно одинокие люди. Семьи с детьми разъехались еще перед началом учебного года. Новенькую заметили, мужчины стали предлагать знакомство, но Марина решительно отметала все подобные попытки. Не будет она уподобляться тем, о ком с усмешкой говорил муж. Выспится, накупается, позагорает – и домой.

И все же совсем без общения сложно. Соседка по комнате все дни и ночи проводила с каким-то кавалером, ей было не до Марины. А вот в столовой рядом с ней оказались очень пожилая пара и мужчина средних лет. С ним было интересно разговаривать: служил в авиации, много повидал. Разговоры переросли в желание вместе ходить на пляж, на вечерние прогулки. Андрей пытался однажды поцеловать Марину, но та все расставила по своим местам: если ему нужна собеседница, согласна быть ею, а для флирта и других маленьких радостей пусть подберет себе другую женщину, чтобы не терять времени понапрасну.

Андрей это условие принял, обещал, что ничего плохого в их отношениях не будет. У него тоже хорошая семья, милая жена, и нет желания хоть чем-то огорчать ее. С этого дня он был галантным, внимательным и сдержанным. Хотя близость красивой женщины, конечно же, волновала. Рука иногда невольно тянулась поправить непослушный локон, задержать ее ладонь в своей.

Марине тоже было приятно проводить время вместе. Почему-то порадовало, когда пожилые соседи сказали: «Из вас получилась бы прекрасная пара». А напарница по комнате, увидев однажды их вместе, даже присвистнула. Наедине же сказала: «А ты молодец, тихоня. Вон какого мужика отхватила!» Разуверять ее было бесполезно, Марина промолчала.

Муж звонил часто. Когда задавал вопрос: «Как отдыхается?», чувствовалось: безумно ревнует. Марина не стала рассказывать про свое знакомство, зачем волновать человека. Лишняя информация вредит супружеским взаимоотношениям.

Вопреки здравому смыслу она все больше привязывалась к Андрею. Нравились его внешность, манера говорить, эрудированность в самых различных областях науки и культуры. Нравились сильные руки, на которых он, наверное, носит свою жену…

Один вечер был особенно хорош: море спокойное, небо звездное, из кафе лилась восточная музыка. Пользуясь тем, что на берегу довольно темно и немноголюдно, парочки вокруг целовались без стеснения. Марина не выдержала и прильнула к Андрею. Он будто давно ждал этого: взял на руки и закружил. Потом они тоже целовались. Марине было сладостно от чувства нежности к мужчине, который стал ей за это короткое время таким близким.

Андрей стал говорить ей о своих чувствах, но она прикрыла ему рот ладошкой: все завтра. И они снова целовались, ходили по берегу в обнимку, слушали звуки моря.

Вернулись в свои комнаты поздно. Андрей напрашивался в гости к Марине, но, на счастье, ее соседка оказалась на месте. Она проснулась и сердитым голосом сделала замечание, что некоторые шатаются где-то целыми ночами, нормальным людям спать не дают.

Марине не спалось до утра. Она думала, что будет дальше? Серьезных отношений у них быть не может, у обоих семьи. А просто так развлечься… Потом будет стыдно перед мужем. Не хотелось, чтобы он оказался прав, подозревая жену в легкомыслии. Марина решила немедленно уехать домой. Андрею передала записку: «Все было замечательно, но на этом месте надо поставить точку. Иначе все испортим».

Уже в дороге выбросила из головы все переживания, мысли были только о доме. Телефон мужа не отвечал. Дочка сказала, что студентам дали три выходных на сельхозработы, она сейчас у бабушки, а папа в городе, потому что взял работу на дом.

Марина представила, как муж обрадуется, что она раньше срока вернулась домой.

Было раннее субботнее утро. Кот-любимец радостно встретил ее у входа. Марина тихонько разделась, чтобы не будить супруга, оглядела себя в зеркало. Хороша! Загорелая, отдохнувшая, с искоркой во взгляде. Мужу должна понравиться.

Марина, переполненная нежностью и немного виноватая из-за своего южного романа, открыла дверь в спальню.

Муж мирно спал в обнимку с какой-то плохо окрашенной блондинкой. В комнате пахло коньяком, сигаретами и чужими духами.

Дом напротив

Ирина почти пятнадцать лет прожила с мужем душа в душу. Так, по крайней мере, ей казалось все эти годы. Она могла заняться своей карьерой, но муж и дети отнимали почти все время и силы, пришлось смириться с ролью заботливой супруги и матери. Когда институтские подруги пытались сочувствовать ей, она гордо отвечала, что выбрала для себя карьеру жены и не сожалеет об этом.

Собственно, все складывалось в их семье благополучно: муж имел высокооплачиваемую работу, дети учились в престижных школах, и очень успешно.

И вдруг любимый супруг, смущаясь и краснея, объявил, что уходит к другой женщине. Она, естественно, оказалась моложе Ирины, красивее и стройнее.

Сергей вгорячах проявил великодушие и заявил, что уходит с одним чемоданом, оставляя все нажитое семье. Ирине осталось только поблагодарить его за свою загубленную женскую судьбу и нажитое добро.

Муж со своей новой пассией пожил некоторое время на квартире, потом купил свою однокомнатную… в доме напротив. Молодая жена пыталась протестовать, но он резонно заявил, что у него есть обязательства по отношению к бывшей семье, детям, он должен их постоянно видеть.

По поводу «видеть» он слишком мягко выразился. Он только и занимался тем, что наблюдал за всем, что происходит в квартире прежней жены. Стоило кому-то прийти к ней в гости, он тут же звонил под каким-нибудь предлогом, а заодно и интересовался, что это за высокий мужчина прошел с ней домой, или почему дети поздно гуляют, чем она в это время занимается…

Через два месяца бывший муж нашел предлог прийти домой: решил забрать пивные кружки, которые когда-то подарили ему сослуживцы. Потом ему понадобились некоторые книги, которые дети все равно читать не будут. В другой раз вспомнил, что у него остался здесь любимый теплый шарф, а до зимы осталось всего три месяца, нужно готовиться к холодам. Через день его насторожил треск в телефонном аппарате, пришел подрегулировать. Увидел, что в телевизоре пропала яркость, обещал зайти на неделе и подрегулировать, а пришел на следующий день. Тут выяснилось, что перегорел пылесос, соседи сверху затопили ванну и начала отлетать плитка…

Чтобы не слишком проигрывать в сравнении с молодой женой, Ирина стала принаряжаться к приходу бывшего мужа, прикупила кое-какие обновы. Супруг это заметил и оценил, не скупился на комплименты, чего давно с ним не случалось.

Однажды после очередных ремонтных работ Ирина с детьми и бывшим мужем засиделись за чаем, а потом он заявил, что возвращаться домой ему уже поздно, почему бы не заночевать здесь… Действительно, почему бы и нет? Не переживать же Ирине по поводу волнений своей соперницы. Ночь была такая прекрасная, что муж не захотел уходить в свою квартиру и на следующий день. Он позвонил молодой жене и объявил, что возвращается в семью, а ей оставляет квартиру.

Такой счастливой Ирина не чувствовала себя давно, забытые чувства пробудились и овладели с новой силой. Она даже была благодарна, что разлучница нарушила их скучную размеренную жизнь, вернула их во времена молодости… Есть одно «но», которое настораживает. Молодая жена по-прежнему живет в доме напротив, а мужа все чаще и чаще стало тянуть к окну понаблюдать за второй женой: как она там, с кем…

Вот новый поворот

Молодым девушкам кажется, что в сорок лет женщины превращаются в дремучих старух. По крайней мере, у Людмилы дочка рассуждала именно так. Стоило матери купить себе что-либо оригинальное, как Рита делала круглые глаза: «Это ты себе?!»

А почему бы и нет? Людмилу обижало такое отношение к себе. Она еще не старая, вполне может понравиться кому-нибудь и выйти замуж. Супруг бывший уже давно обрел новую семью, растит пятилетнего сыночка, а она восемь лет живет одна с дочерью. Между прочим, выглядит хорошо, фигура очень даже ничего. Мужчины на работе заглядываются, но что толку от женатых-то. С ними свою судьбу не устроишь.

И вот в один прекрасный день Людмила случайно встретилась с бывшим одноклассником. Была у них когда-то юношеская влюбленность. Вроде даже целовались пару раз. Но планы у обоих были серьезные, сначала планировали получить высшее образование. Борис уехал, с той поры и не виделись. А тут приехал навестить родных, обзвонил прежних друзей.

Состоялась приятная встреча, в душе у каждого что-то всколыхнулось… Борис пошел провожать Людмилу, всю дорогу вспоминал, какой она была, как нравилась ему. Напросился в гости. Долго сидели на кухне, пили кофе, смотрели друг на друга влюбленными глазами. И тут пришла с прогулки Рита. Она оценивающе осмотрела маминого кавалера, вежливо поздоровалась и пристроилась к столу. Гость ей понравился. Она живо интересовалась их школьными историями, расспрашивала, какой была ее мама в молодости, выспросила всю его биографию.

Оказалось, что Борис недавно развелся с женой после того, как выдал замуж дочку. У него хорошая работа, дом, машина. Планирует немного отдохнуть от семейной жизни, а потом заново устраивать свою судьбу. В его возрасте и положении несолидно жить одному. А уж его новой жене будет с ним распрекрасно, он устроит ей сказку наяву, средства для этого есть.

Рита при этих словах многозначительно посмотрела на мать: она давно убеждала ее, что жить надо красиво, не стесняться поступков, которые могут принести выгоду. Вот она – долгожданная партия! Людмила зарделась – Борис ей нравился. Он не стал бы нравиться меньше, если бы был не столь богат.

Гость просидел у них допоздна, напросился и на следующий вечер.

 

Когда Людмила пришла с работы, дочь с Борисом уже хозяйничали на кухне, готовили ужин. Оказывается, они созвонились днем, Рита освободилась после занятий в институте и согласилась пройтись по магазинам вместе с ним. Человек после стольких лет отсутствия приехал в город надолго, здесь так много изменилось. Нужно было кому-то показать и рассказать обо всем.

Вечер прошел замечательно. Только Людмиле никак не удавалось остаться с Борисом наедине. Дочка не отходила от них ни на шаг. «Классный мужик!» — шептала она матери тайком и глядела на него с восхищением. Да уж, не чета легкомысленным юнцам. Людмила была довольна, что ее друг понравился дочери. А вдруг и правда у них что-то получится, тогда не надо будет переживать за взаимоотношения нового мужа и дочери.

Неделя пролетела быстро. Не каждый вечер, но регулярно Борис приходил к ним в гости. Рита в эти моменты отказывалась от вечернего гуляния и проводила время с ними. «Вот хитрющая, — думала Людмила, — специально так делает, чтобы мы не оставались наедине».

Оставалось всего два дня до отъезда Бориса. Он обещал прийти и сказал, что им надо серьезно поговорить. Наконец-то! Они остались одни. Борис явно нервничал. Людмила понимала его: не так-то просто принять решение.

— Людмила, ты меня сейчас вряд ли поймешь, — нерешительно начал свою речь Борис. — Но ты должна понимать, что от этого зависит судьба твоей дочери… Мы с Ритой решили пожениться, я увезу ее с собой.

– ?..

– Понимаю, я намного старше, но еще не старый. Успею и ребенка вырастить, если он у нас будет. Я, как и обещал, устрою сказочную жизнь Рите. Ни один из ее юных кавалеров не сможет ей дать то, что я…

Он говорил долго, обстоятельно и убедительно, как умел только он. За это время Людмила пришла в себя и стала согласно кивать. Борис, как всегда прав, лучшей партии она точно не видит. Хотя бы для своей дочери…

 

(Продолжение следует.)