06_2013_9-1
06.02.2013

Меня чтобы разозлить, надо постараться!

Хозяйство фермера на самом краю деревни Большие Отары. Здесь кормокухня, крольчатник и главные объекты — птичники.

— Это все у меня «площадка» называется, — улыбается Михаил Тюкалов. — Почему? Да потому, что раньше здесь болото было, карасей ловили. Когда мне в 1993 м этот участок выделили, так 800 КамАЗов (да-да, не меньше) земли привез. Засыпали, разровняли. Вот и стали в деревне говорить: «У Тюкалова — площадка».

Но прежде чем на ней обосновались куры, бывший тракторист Михаил Тюкалов прошел долгий путь российского фермера. А предварительно в животноводстве местного колхоза «Путь к новой жизни» «карьеру» сделал. Был заведующим фермой, а когда началась перестройка, бригадиром арендного звена.

— Хорошо дело пошло, а закончился срок договора, колхоз нам его не продлил, — говорит неунывающий Тюкалов. — А меня уж, как говорится, раскрутило на самостоятельность.

И пошли у него заботы хлопоты. Растил и быков, и свиней, и гусей. Однако ж остановился на курах.

— У нас их в районе много-то не держат, — объясняет Михаил Александрович. — Даже у старушек некоторых и то нет, не то что у молодежи. Поэтому яйца хорошо расходятся. У меня 460 несушек, 350 — ремонтные. Вот еще двор строю на 500 голов. В сутки получаю 160-180 яиц, летом — до 250. С предприятиями я пока не работаю, реализую по постоянным клиентам. Правда, цена у меня повыше, чем в магазине: есть и 60 рублей десяток — это отборные. А мелкие и по 30 40 рублей продаю.

Курочки у Тюкалова непростые. И, конечно, не золотые (иначе не таксовал бы Михаил по ночам на своем верном стареньком «Жигуленке»), но породистые — белые и темно-коричневые.

Одна из главных забот хозяина — рацион их питания. Традиционный комбикорм Михаил курам не дает. Кормит пшеницей, ячмень с отрубями распаривает. Вон как кормокухня у него пыхтит!

— Огурцы им даю, сено, капусту, — продолжает фермер. — Да, капусту любят. Они как пираньи: две минуты — и кочана нет. Еще крапиву сушу, благо, на заброшенных фермах ее как грязи.

Непросто жить крестьянину — что в коллективном хозяйстве, что в индивидуальном. День и ночь крутится Михаил Александрович, чтобы птиц накормить, продукцию собрать и реализовать, кредит выбить на развитие производства, да еще и подработать таксистом. Но Тюкалов не таков, чтобы унывать.

— За годы своего фермерства несколько жизненных правил вывел, — делится фермер. — Одно из них: хочешь, чтобы тебе отказали, звони по телефону. Так что я везде сам езжу. И всегда с улыбкой. Меня чтобы разозлить, надо очень постараться. Без самообладания нашему брату нельзя.

В хозяйстве помогают Михаилу жена Ольга и дочь Юлия. Дочка по профессии экономист. Да и сам фермер оперирует экономическими терминами, названиями законов и программ господ-держки. Видно, что подкован мужик теоретически. А практически сметлив и неленив. Потому и прибыль, пусть невеликую, от своих несушек имеет.

— Меня корреспонденты всегда спрашивают, — Тюкалов опять улыбается, — почему я не получил высшее образование, какая у меня прибыль и почему я в город не уехал? А я просто пахать и сеять люблю. Сельское хозяйство, поля и живность — это мое. Вот вам и ответ на все три вопроса.

Надежда МУРАВЬЕВА.

Фото автора.

Воскресенский район.