О подвиге напомнят липы
В жизни заслуженного ветерана Нижегородской области всякое бывало, но он всегда делал то, что должен был сделать.
-
Родился Николай 5 января 1923 года в деревне Решетниково. В пять лет потерял мать. Воспитывала мальчугана бабушка, но скоро и ее не стало, так что заботы о нем взяла семья крестной.
Когда стал постарше, пошел учиться на столяра.
— Мне нравилось работать с деревом, делал для других старательно, как для себя, — вспоминает ветеран. — Я ведь еще и краснодеревщиком был, и всегда казалось, что мебель хранит тепло моих рук и дарит его людям.
Война вошла в его жизнь внезапно — Николая призвали в армию, направили на Дальний Восток. Там закончил полковую школу младших командиров, а затем военное училище.
Он как сейчас помнит момент, когда из родных мест пришло скорбное письмо от тетки — она писала о гибели сыновей на фронте. Мстить фашистам — такое решение принял для себя тогда Николай Пахтусов. От начальства удалось добиться отправки на фронт.
Путь оказался непростым — эшелон, в котором везли наших солдат, немцы разбомбили, так что добираться до места назначения пришлось пешком. В полку, куда зачислили Николая, ему предложили стать командиром взвода разведчиков. Согласился, хоть и не предполагал тогда, с какими испытаниями доведется столкнуться.
Жизнь полкового разведчика подобна хождению по лезвию бритвы. Каждое задание могло стать последним. Причем смерть могла прийти с любой стороны — Николай Иванович вспоминает, с каким трудом удалось захватить в плен немецкого обер-лейтенанта, как под вражеским огнем тащили его в расположение своей части. Только недоглядели — и ампула с ядом, которую раскусил фашист, чуть не поставила свинцовую точку в судьбе командира разведчиков. Особый отдел тогда помотал много нервов…
— Помню еще и такой случай, — вспоминает Николай Иванович. — Были мы на задании, но немцы нас обнаружили. Когда уходили от преследования, наткнулись на блиндаж. Смотрю, немецкий часовой спит. Заглянули внутрь, там люди спят, а автоматы на стенке висят. Говорю своему солдату: собирай потихоньку оружие. Тут часовой проснулся, стал стрелять. Мы его быстро «успокоили». Немцы в одном белье повскакивали, а оружия-то нет. Взяли мы их в плен, повели в тыл. Пленные дали важные показания. За это задание меня наградили орденом Красной Звезды…
Без ранений на фронте редко обходилось, так и Николая контузило от разрыва мины, в другом рейде сначала ранило в ногу, а когда стал выбираться к своим, разрывной пулей разворотило левое плечо. Дальше — лечение в госпиталях, инвалидность. Боевая жизнь для Николая Пахтусова закончилась, надо было возвращаться домой.
Он чувствует отметины войны — плохо слушается рука. А вот об осколках под сердцем бывший командир разведчиков узнал лишь через сорок лет после войны, когда обследовался в больнице.
В мирное время работал счетоводом в колхозе имени Тимирязева у Ивана Абрамовича Емельянова. Когда председатель предложил бывшему фронтовику учиться в строительном техникуме, отнекиваться не стал. В хозяйство вернулся дипломированным специалистом.
Много чего довелось построить в колхозе, в том числе Дом культуры. Трудился старательно, так что к медалям «За отвагу», «За боевые заслуги», орденам Красной Звезды и Отечественной войны первой степени добавилась и трудовая награда — орден «Знак Почета».
В 1970-х годах вступил в КПСС. Был избран секретарем парткома колхоза имени Емельянова. В этой должности работал 15 лет вплоть до ухода на пенсию.
По инициативе Пахтусова к 40-летию Победы на центральной усадьбе колхоза ветераны посадили липы возле памятника погибшим землякам. Маленькие деревца выросли, сейчас на том месте уже парк. А к 55-летию Победы Николай Иванович возле деревни Носово, где живет, в память о погибших друзьях обустроил Аллею памяти.
Шумят липы, над ними по голубому небу, такому мирному и бесконечно прекрасному, проплывают безмятежные облака…
Александр ЗАБАШТА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Городецкий район.{jcomments on}