52_2012_4-1
25.12.2012

В обучении поможет скайп

Жить по старому закону об образовании все равно что ходить в стоптанных сапогах — неприятно, а главное, неудобно, считают многие. Между 1992 годом, когда был принят прежний закон, и 2013-м лежит целая пропасть, в нее уместились технический прогресс, развитие общества, новые цели и задачи, которые ставят перед собой обучающиеся и их родители. Потому основной документ об образовании неоднократно подвергался изменениям и корректировкам. За прошедшие 20 лет в него было внесено более 80 поправок.

Работа над новым федеральным законом «Об образовании» шла в течение нескольких лет. Первоначально предложенный вариант, выложенный на обсуждение широкой общественности в Интернете, подвергся серьезной переделке. Достаточно сказать, что от того проекта, размещавшегося на 500 страницах, осталась ровно половина. Именно этот вариант был внесен на рассмотрение в Государственную Думу и даже принят в первом чтении. Но вновь поступило более 1700 предложений о корректировке принимаемого закона. Их рассматривала специально созданная рабочая группа. Даже дату второго чтения пришлось сместить с 11 декабря на 18-е. И все же закон принят. Он вступает в силу с 1 января 2013 года.

Соответствует духу времени

О том, чем этот документ отличается от прежнего и по какому принципу теперь будет строиться образовательный процесс в стране, рассказали на пресс-конференции Елена Родионова, заместитель министра образования области, и Ирина Тарасова, директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода.

Новый закон не только соответствует духу времени, но и чуть забегает вперед. Узаконены такие формы получения образования, как дистанционное и электронное, теперь можно реализовывать программы обучения с помощью Интернета, пользоваться электронными учебниками. Кроме того, появилась возможность объединения нескольких образовательных организаций, в том числе и иностранных, для того, чтобы обеспечить обучающимся получение госстандарта. Для чего это нужно?

— Например, в небольшой сельской школе нет хорошего учителя химии. И в соседней такой специалист отсутствует, а в базовой он есть, — поясняет Елена Родионова. — Тогда можно организовать занятия, допустим, раз в неделю и привозить ребят в базовую школу, где они получат качественные знания.

Теперь несколько слов о госстандарте. Проще говоря, это тот необходимый набор знаний по различным предметам, который позволит ребенку состояться как личности и как профессионалу. Именно его получение гарантирует государство на бесплатной основе. Если родителям или самому ученику захочется большего объема знаний либо возникнет желание изучать дополнительно тот или иной предмет, например второй иностранный язык, то придется доплачивать.

И еще одно нововведение. Педагог больше не может подрабатывать репетиторством во внеурочное время, преподавая предмет своему ученику из госшколы.

Только организации

Новый закон упраздняет все образовательные учреждения, теперь будут только организации. А это совсем другая форма финансово-правовых отношений, суть которых близка НКО (некоммерческой организации). То есть образовательная организация самостоятельна в формировании структуры, штатное расписание и бюджет, согласно закону, свои для каждой конкретной организации. При этом для управления учебным заведением может быть нанята специальная управляющая компания. Это положение внесено для того, чтобы оправдать существование централизованных бухгалтерий, транспортных предприятий, методических кабинетов, комбинатов школьного питания…

— Почему именно организация? В такой форме могут существовать и детские дома, и коррекционные, вечерние школы, и нынешние учреждения дополнительного образования, — говорит Елена Родионова. — Теперь все они смогут жить по новому закону, больше не придется принимать подзаконных актов, регулирующих деятельность, например, Домов творчества.

При этом основное бремя обязанностей по обеспечению получения качественного образования возложено на субъекты Российской Федерации. За выполнение этих функций из федерального бюджета в регионы будут поступать субвенции.

— В законе нашли отражение те реалии, по которым мы уже живем, — делится своим мнением Ирина Тарасова. — Есть пункты, касающиеся новой системы оплаты труда, ЕГЭ и Государственной итоговой аттестации (ГИА), попечительских советов и родительских комитетов… И та свобода действий, которую мы, регионы, получили, ко многому обязывает.

Внимание — одаренным

Особое внимание в законе уделено детям с ограниченными возможностями и одаренным ребятишкам. Первые теперь могут получать образование, например, дистанционно, общаясь с учителем по скайпу. Что касается детей, обладающих особыми способностями, они в качестве образовательной организации могут выбрать ту школу, которая осуществляет экспериментальную и инновационную деятельность. Таким заведениям будет присвоен статус федеральной или региональной инновационной площадки.

Педагоги имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, на ежемесячную денежную компенсацию за приобретаемые учебные и методические пособия, специализированную литературу. Не реже одного раза в пять лет учителя должны повышать свою квалификацию за счет средств работодателя. По-прежнему полагается ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, досрочное назначение пенсии по старости. И еще, педагогам, участвующим в проведении ЕГЭ, будут доплачивать.

Воспитатели нужны как воздух

С 1 января произойдет увеличение зарплаты воспитателей на 90,8 процента. Не затронуть эту тему на пресс-конференции было никак нельзя. По словам Ирины Тарасовой, это мера вынужденная, детсады региона остро нуждаются в воспитателях, но идти в профессию желающих мало — очень уж зарплата непривлекательная. В среднем по Нижнему Новгороду в 2012 году она составляла 11100 рублей.

Увеличили основной оклад, а от него подросли и остальные выплаты. 80 процентов той суммы, что необходима для финансирования повышенной зарплаты, выделит областной бюджет, остальное — доля муниципальной казны. Другим работникам детсадов повышения зарплаты придется подождать до октября, как и всем работникам бюджетной сферы.

С 1 января произойдет еще одно увеличение. За содержание ребенка в детском саду родителям придется платить сумму большую, чем прежде. Насколько большую, устанавливает заведующий каждого конкретного детсада. В основном эти деньги направляются на питание.

— В среднем по Нижнему Новгороду родительская плата теперь составляет около 2000 рублей, — говорит Ирина Борисовна. — Но детсады посещает и много ребят, имеющих льготы, а дети-инвалиды ходят бесплатно. При этом у нас в области дошкольные учреждения очень востребованы, их посещают 78  процентов малышей. В среднем по России этот показатель составляет 62 процента.

Переход завершен

Процесс оптимизации, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений, теперь уже организаций, завершен. Все малокомплектные школы, в основном сельские, либо закрыты, либо стали филиалами, либо понизили свой образовательный статус.

— Каждое решение о ликвидации того или иного учреждения давалось нелегко, — говорит Елена Родионова. — Об этом говорит хотя бы тот факт, что в начале процесса перехода на нормативно-подушевое финансирование из индивидуального фонда губернатора выделялись средства на содержание 67 школ, а сейчас — на 200 с лишним. Закрывали только те школы, где учится совсем уж мало ребятишек, оставляли те, что находятся на расстоянии от базовой более чем 15 километров. Базовым школам отдаем особый приоритет. Туда поступило и поступает самое современное оборудование, учителя в первую очередь отправляются повышать квалификацию. Все это необходимо для того, чтобы сельские ребята получали качественные знания, чтобы они были конкурентоспособными при поступлении в техникум, вуз, чтобы они стали грамотными специалистами.

Итак, старт новой эпохе российского образования дан. Какой она станет, какие свершения принесет, покажет время. А через несколько дней дети снова пойдут в школу — третья четверть. Правда, вряд ли они заметят, что теперь процесс образования поставлен на новые рельсы.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.