Ставка на фермерские хозяйства
– Сергей Андреевич, ваших сельхозпроизводителей подкосил прошлый год, когда представители Россельхознадзора и прокуратуры выставили коллективным хозяйствам требования, которые они просто не могли выполнить. И что же за крамолу посчитали?
– Ряд коллективных хозяйств (те же «Маяк» и «Рассвет») были вынуждены держать в одном дворе и коров, и свиней, что правилами не предусмотрено. Денег на выполнение всех санитарно гигиенических требований у хозяйств не было, так что финал известен.
Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. В обанкротившихся хозяйствах были старые дворы, требующие капитального ремонта, работали там пенсионеры, в общем, светлых перспектив у сельхозпредприятий не прослеживалось.
От закрытия молокозавода могло серьезно пострадать лишь КФХ Малышевой, где находится самое большое и продуктивное стадо. Помог район: купили пастеризатор, и теперь Татьяна Александровна снабжает молоком бюджетные организации, часть продает на рынке.
– А как вышло, что поголовье не снизили?
– Да потому, что основное поголовье у нас в крестьянско фермерских хозяйствах. И оно даже увеличилось на 183 головы, в том числе на 42 коровы. А тенденция такова: растет число фермеров, занимающихся мясным животноводством. В этом году еще два КФХ серьезно стали заниматься мясным скотом, учитывая и породность, и технологию. Такое мясо идет на ура. И появляются желающие выкупить дворы у бывших сельхозпредприятий, реставрировать их и заняться производством мяса или разведением овец.
– А в каком объеме представлены в районе овцы?
– Всего поголовье овец 1496 голов, пока, потому что в планах дальнейшее развитие отрасли. Овцеводством в районе уже давно занимаются фермерское хозяйство Василисы Попаз и ООО «Уста». В «Усте» московские инвесторы сделали большие вложения в это производство и планируют довести поголовье до 10 тысяч. Как говорится, поживем – увидим.
– В районе получена неплохая урожайность зерна – 14,8 ц с га, валовка составила 2400 тонн. За счет чего?
– Основной производитель зерна – самое крупное в районе фермерское хозяйство «Пчелка», где комплексно и по современному решают все проблемы. Нынче они купили еще один комбайн, что и помогло убрать урожай в оптимальные (как ни мешали дожди) сроки.
Но проблема и очень серьезная у района есть – на будущую посевную совсем нет семян. Для сушки семенного зерна нет условий, а погода не дала даже нескольких похожих дней для его доработки.
– И как же вы ее будете решать?
– Вот уже три года в районе существует программа по оказанию помощи селу. Выделяются 2 миллиона на самые насущные нужды. Из них часть средств можно будет потратить на закупку семян.
– Сергей Андреевич, в районе 10 довольно крупных фермерских хозяйств, на которые, если я поняла правильно, вы и возлагаете основную надежду. А бывшие колхозы, ныне СПК, исчезли навсегда?
– В каждом районе сложился свой менталитет. Где то погоду делают крупные сельхозпредприятия, где то, как у нас, фермеры. Сельхозпроизводство стало умирать после немцовских реформ, когда все было донельзя и безграмотно поделено. Из 60 (!) выделившихся в то время фермеров (с техникой, замечу) сейчас не работает ни один. Нынешние фермеры начинали с нуля, с минимальной поддержкой, четко рассчитывая на свои силы. Это, как правило, грамотные люди, по иному воспитанные. Их уже не заставишь держать убыточное производство. Потому я в них и верю.
Беседу вела
Светлана Бармина.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Краснобаковский район.