16.08.2012

Дырки в кошельке

Даар Бшарян, генеральный директор ООО «Кемары»
Перевозского района:

– Во имя чего мы взялись в прошлом году реконструировать коровник на 200 голов, установили там молокопровод и холодильник, а нынче строим новый двор тоже на 200 коров? Да, новые технологии того требуют, лучшие условия труда нужно создавать и тем самым привлекать людей на ферму. Но и производство продукции за счет этого надо увеличивать, рассчитывая на большие доходы. С увеличением продукции у нас складывается, а вот с прибавкой в доходах никак. Больше убытки считаем из­за снижения цены на молоко.

Прикидываем на скорую руку. В эти дни мы производим ежедневно 6 тонн молока. В прошлом году в летний период продавали его по 12 рублей за литр, нынче получаем только 10. Значит, в день на 6 тоннах теряем 12 тысяч, а за месяц уже 360 тысяч. За три летних месяца больше миллиона недосчитываемся. Получается, что мы, аграрники, живем с дырявым кошельком, стараемся в него вложить, а денежки выскальзывают. Но дырки кто­то делает…

Анна Кузьмина, главный зоотехник Лукояновского райсельхозуправления:

– Разброс закупочных цен молока в области достаточно велик. Всех выше в Городецком районе ­ там закупают по 13.50 первый сорт и по 14.50 ­ выс­ший. Во многих районах принимают по 10 рублей, иногда по 11. Разве это цена? 33 рубля трехлитровая банка ­ это не деньги. Посмотрите, сколько она на рынке стоит! Больше сотни заплатите!

 

Павел Кондаков, председатель СПК имени Карла Маркса Гагинского района:

– В Москве работают два­три человека, которые полностью владеют рынком молока страны. В результате мы имеем низкие приемные цены на молоко, которые не соответствуют не только затратам на его производство, но и розничным ценам в торговле. Разница в четыре раза! Это разве дело? И в результате получается рынок по молоку у нас дикий и стихийный.

Евгений МИХЕЕВ, генеральный директор агрохолдинга «Нива­Михеев и К» Бутурлинского района:

– За последние пять лет в молочном животноводстве сделано немало. Ряд хозяйств активно проводили модернизацию, меняли технологии. У них появились доильные залы, миксеры, кормораздатчики. Надо отдать должное областной власти, которая начала оказывать немалую поддержку отрасли.

Но следует сказать и о том, что не все одинаково развивались. Треть сельхозпредприятий продвинулась далеко, еще треть чуть­чуть обновляется, а остальные так и работают по старинке ­ кувалдой заставляют двигаться навозный транспортер.

Кроме того, передовые хозяйства ведь вкладывали в развитие заемные средства и сейчас в долгах как в шелках. А сделать предстоит еще немало. В области наберется всего несколько десятков новых кормоуборочных комбайнов, которые позволяют получить качественные корма. Надо гораздо больше. Необходимо и строить подъездные пути к фермам.

А разве в генетике стада все нормально? До европейского уровня нам еще очень далеко. Нельзя сделать за пять лет то, что Запад делал десятилетиями.

Средства нужны как воздух, но реализация молока не приносит желаемого дохода. В первом полугодии закупочные цены были в среднем на два рубля ниже прошлогоднего. На данный момент – где­то на полтора рубля ниже, в пределах 11 рублей 50 копеек за кг молока высшего сорта. Цена реализации практически сравнялась с себестоимостью.

Когда хозяйства модернизировались, они надеялись получить экономическую выгоду, а оказались в яме. Многие из тех, кто вкладывал средства в развитие молочного животноводства, сейчас находятся в некоторой растерянности ­ правильно ли выбран ориентир и куда теперь держать курс.

На мой взгляд, пришла пора срочно браться за решение вопроса с сезонностью производства молока в области. Проблему можно решить экономическим путем. Если у нас переизбыток молока летом, то летние дотации надо уменьшать, а зимние, наоборот, увеличивать. И тем самым подтолкнуть хозяйства к смещению отелов на зиму. Это позволит выровнять молочное производство по году и снизит колебания цен.

Слишком много у нас расплодилось небольших приемных пунктов молока. При огромном количестве контролирующих организаций контроль за ними очень слабый. Владельцы таких пунктов живут очень хорошо. Они пользуются тем, что многим сельхозпроизводителям порой больше некуда сдать продукцию, и выкручивают им руки. Забирают молоко за бесценок – по 7 рублей за килограмм. Надо эти пункты хотя бы аттестовать.

Нужно обратить пристальное внимание на тех переработчиков, которые производят некачественную продукцию. Доходит до того, что в молоке обнаруживается огромная доля растительного жира из тропических стран. Используется, например, пальмовое масло. Это же вред организму! А кроме того, применение таких добавок снижает спрос на настоящее молоко от производителей, то есть подсаживает рынок.

И еще хотел бы сказать о том, что государство должно реализовать программу по обязательному введению в дошкольное и школьное питание молока. А то ведь уже целое поколение выросло на газировке, в которой сейчас вообще нет ничего натурального.

Подготовили Александр СИНИЦЫН,
Александр КРЫЛОВ, Виктор КОМАРОВ.