30_2012_6-1
30.07.2012

По планете шагая

Мне очень хочется рассказать об этом человеке бутурлинцам. Он их земляк, родился в селе Кетрось. Окончил там среднюю школу и поехал в Москву поступать в геологоразведочный институт. Сельский мальчишка настолько был уверен в своих силах, что, несмотря на конкурс, поступил в столичный вуз. Правда, задерживаться в Москве он не собирался.

Став инженером­геологом, Павел Мешков отправляется в свою первую экспедицию ­ и сразу в Китай, на разведку месторождений урана и железа. Экспедиция была успешной, за что молодой специалист был награжден медалью «Китайско­советская дружба».

Вернувшись на родину, он в составе экспедиций исследует Хабаровский край, Приморье, хребет Сихотэ­Алинь и, наконец, попадает в родные места и работает на предприятии «Волгагеология».

Как­то Павел Иванович подсчитал, какое расстояние ему пришлось преодолеть в экспедициях. Получилось, что пешком он прошел путь, вдвое превышающий длину России с запада на восток.

Во время экспедиционных походов возникали и непредвиденные ситуации. Об одном таком случае он рассказал мне:

«Однажды я шел по азимуту в глухих таежных местах. Обвешан был, как новогодняя елка, приборами, да еще в накомарнике, на груди фотоаппарат, обе руки заняты: в одной ­ молоток, в другой ­ геологический прибор. Ружье, естественно, не взял ­ куда его пристроишь?

Миновал уже больше половины пути, как уловил сзади похрустывание сухих веток. Кто­то шел за мной, но явно не человек. Тот бы уже меня окликнул. Догадка пришла мгновенно ­ медведь! Перехватил геологический молоток для обороны, оглянулся… Точно, за мной шел медведь. Но настроен он был миролюбиво. Увидев, что я остановился, он свернул в сторону и скрылся в чаще.

Вернувшись на базу, я рассказал о встрече. Сидевший у костра каюр задумчиво произнес: «Однако, это медведица был. Хотел тебя покушать. Побоялся, однако!»

Медведица была, видимо, с медвежатами. Это они без опаски хрустели сучьями, бегая друг за другом.

В Нижегородской области Павел Иванович Мешков стал одним из авторов крупномасштабного геологического исследования Лукояновского месторождения титано­циркониевых песков. Может быть, месторождение строительного камня не назовешь ценной находкой, но нужной ­ безусловно. Три таких месторождения, открытые геологом Мешковым, сегодня работают.

Мы познакомились с Павлом Мешковым в обществе книголюбов ­ было такое. Павел Иванович всегда интересовался книжными новинками, документальной литературой.

Да и сам в дальних странствиях не расставался с дневником и записывал на будущее все, что считал интересным. Выйдя на пенсию, успел написать три книги о своих странствиях: «Искры костра», «Дороги судьбы» и «Цена любви».

Особое место в книгах занимают стихи.

Не гусар я, красою не вышел.

Не чиновник ­ норов не тот.

Быть геологом задано свыше,

С рюкзаком неподъемных забот.

Вместе с солнцем багровым вставая,

Кое­чем насыщая живот,

По планете рассветной шагая,

Напевал: «Тот, кто ищет, найдет!»

Пять лет назад Павел Иванович Мешков ушел из жизни. Я не знаю, есть ли в краеведческом музее поселка Бутурлино материалы о нем. Хотелось, чтобы они там были. Почему бы землякам не знать о человеке, который мечтал быть геологом и стал им. Не у каждого в жизни сбывается мечта детства. Павел Иванович сделал так, что она сбылась.

Валерий КИТАЕВ,
ветеран труда.