Деньги на дороге… валяются
Наиболее распространенными видами таких объектов являются автомобильные дороги общей сети и магистральные трубопроводы. Для обеспечения сохранности и надлежащей эксплуатации дорог и трубопроводов определены придорожные полосы и охранные зоны, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков. Ширина придорожных полос и охранных зон устанавливается в зависимости от технических характеристик объекта и регулируется законодательством.
Расчеты показали, что общая площадь сельскохозяйственных угодий в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования составляет в Нижегородской области 55,2 тыс. га, в пределах охранных зон магистральных трубопроводов – 71,6 тыс. га. Все эти земли являются ограниченными в использовании.
Между тем статьей 57 Земельного кодекса РФ установлено, что землевладельцам и землепользователям должны в полном объеме возмещаться убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав на землю. Возмещение убытков должно осуществляться за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарнозащитных зон и влечет ограничение прав на землю или ухудшение ее качества.
Несмотря на всю актуальность и остроту проблемы, законодательно утвержденная методика оценки соразмерной платы за подобный вид убытков в России отсутствует.
В экономической литературе и на практике существуют несколько подходов. Наши расчеты показали, что, в случае применения этих методик в массовом масштабе, ущерб аграрным производителям будет возмещаться только на 3 6 процентов. Гражданское и земельное законодательство включает в соразмерную выплату три составляющие: реальный ущерб, причиненный землепользователю; упущенную выгоду землепользователя; убытки, связанные с сокращением возможности землепользователя выполнять обязательства перед третьими лицами. Однако не определены методики их расчета, или предлагаются методики, применение которых невозможно изза отсутствия необходимой информации, или происходит занижение размера компенсационных выплат.
Например, размер реального ущерба предлагается определять как разницу между стоимостью потерянной валовой продукции и затратами на ее производство. Однако такой подход многократно занижает затраты, необходимые на восстановление нарушенного производства. Поэтому реальный ущерб необходимо определять стоимостью потерянной продукции в придорожных полосах и охранных зонах и стоимостью сносимого недвижимого имущества (сносимых или переносимых на новое место зданий, строений и сооружений производственного и социальнобытового назначения; стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства; затраты на восстановление ухудшенного качества земель и вызванные неудобствами землепользования).
То есть ущерб представляет собой произведение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, площади сельскохозяйственных угодий в пределах придорожных полос и охранных зон и коэффициента, выражающего потери продукции в придорожных полосах и охранных зонах, суммированной со стоимостью недвижимого имущества.
Центральный научноисследовательский экономический институт провел исследования, которые показали, что потери урожая с прилегающих к автомобильным дорогам территорий составляют от 5 до 82 процентов в зависимости от вида сельскохозяйственных культур и количества вносимых удобрений. Данные получены для условий Центрального экономического района и могут использоваться в Нижегородской области и многих других регионах России.
Мы эту величину дифференцировали в зависимости от категории автомобильных дорог, а для подземных трубопроводов было принято ее минимальное значение. Например, урожайность яровых зерновых при минимальных дозах внесения удобрений снижается на 40 процентов, при максимальных – на 23 процента, кукурузы соответственно на 65 и 56 процентов.
Упущенная выгода пользователей земельных участков в границах охранных зон и придорожных полос связана с потерями в будущие периоды. Методики ее расчета современное законодательство не устанавливает. Предлагается в основу расчета положить величину стоимости недополученной продукции (реального ущерба), а также минимальную норму прибыли на капитал, коэффициент инфляции, фактор риска и фактор неопределенности.
Законодательство нашей страны предусматривает возмещение убытков, связанных с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами. Это в случае изъятия земельного участка. При ограничении прав на землю установлением придорожных полос и охранных зон сельскохозяйственные организации теряют часть продукции, что, в свою очередь, сокращает возможность выполнять ими обязательства перед третьими лицами (налоговыми органами, банками и т. п.). Официальная методика расчета данной составляющей, соразмерной убыткам выплаты, также в настоящее время отсутствует.
Мы считаем целесообразным возложить на собственников линейных объектов обязанность по возмещению части задолженности (краткосрочной и долгосрочной) сельскохозяйственного предприятия в пределах рассматриваемых земельных участков. Эта составляющая определяется как произведение налогов, кредиторской задолженности, неустоек, пени в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, площади сельскохозяйственных угодий в пределах придорожных полос и охранных зон и норматива потерь продукции в придорожных полосах и охранных зонах.
По предлагаемой методике мы определили величину соразмерной выплаты в границах придорожных полос и охранных зон, которая составляет 861,9 млн рублей, или в расчете на 1 га 5,1 тыс. рублей единовременно (включает реальный ущерб и убытки, связные с сокращением возможности выполнять обязательства перед третьими лицами). За последующее время расчетная сумма упущенной выгоды составляет от 2,4 тыс.
рублей / га во второй год до 5,8 тыс.
рублей / га в пятый год, или в целом по области от 400,3 млн руб. до 977,2 миллиона.
Эти показатели рассчитаны при минимальных дозах внесения удобрений. При максимальном их внесении показатель увеличится в 1,4 раза. И это не самая большая величина компенсационных выплат. В Германии, например, сумма в 5 6 раз выше.
Таким образом, только за прохождение по их землям дорог и трубопроводов сельскохозяйственные производители Нижегородской области могли бы получать компенсацию в размере около миллиарда рублей. Взимаемая плата могла бы покрыть возникающие убытки и использоваться сельхозпредприятиями на цели развития производства или же улучшение либо освоение новых земель.
Иван АЛТУХОВ,
доктор экономических наук,
Анна КЛИМОВА,
кандидат экономических наук.
Потери урожая с прилегающих к автомобильным дорогам территорий составляют от 5 до 82 процентов.{jcomments on}