28_2012_5-2
Posted in ..
16.07.2012

Деньги на дороге… валяются

Наиболее распространенными видами таких объектов являются автомобильные дороги общей сети и магистральные трубопроводы. Для обеспечения сохранности и надлежащей эксплуатации дорог и трубопроводов определены придорожные полосы и охранные зоны, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков. Ширина придорожных полос и охранных зон устанавливается в зависимости от технических характеристик объекта и регулируется законодательством.

Расчеты показали, что общая площадь сельскохозяйственных угодий в пределах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования составляет в Нижегородской области 55,2 тыс. га, в пределах охранных зон магистральных трубопроводов – 71,6 тыс. га. Все эти земли являются ограниченными в использовании.

Между тем статьей 57 Земельного кодекса РФ установлено, что землевладельцам и землепользователям должны в полном объеме возмещаться убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав на землю. Возмещение убытков должно осуществляться за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно­защитных зон и влечет ограничение прав на землю или ухудшение ее качества.

Несмотря на всю актуальность и остроту проблемы, законодательно утвержденная методика оценки соразмерной платы за подобный вид убытков в России отсутствует.

В экономической литературе и на практике существуют несколько подходов. Наши расчеты показали, что, в случае применения этих методик в массовом масштабе, ущерб аграрным производителям будет возмещаться только на 3 6 процентов. Гражданское и земельное законодательство включает в соразмерную выплату три составляющие: реальный ущерб, причиненный землепользователю; упущенную выгоду землепользователя; убытки, связанные с сокращением возможности землепользователя выполнять обязательства перед третьими лицами. Однако не определены методики их расчета, или предлагаются методики, применение которых невозможно из­за отсутствия необходимой информации, или происходит занижение размера компенсационных выплат.

Например, размер реального ущерба предлагается определять как разницу между стоимостью потерянной валовой продукции и затратами на ее производство. Однако такой подход многократно занижает затраты, необходимые на восстановление нарушенного производства. Поэтому реальный ущерб необходимо определять стоимостью потерянной продукции в придорожных полосах и охранных зонах и стоимостью сносимого недвижимого имущества (сносимых или переносимых на новое место зданий, строений и сооружений производственного и социально­бытового назначения; стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства; затраты на восстановление ухудшенного качества земель и вызванные неудобствами землепользования).

То есть ущерб представляет собой произведение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, площади сельскохозяйственных угодий в пределах придорожных полос и охранных зон и коэффициента, выражающего потери продукции в придорожных полосах и охранных зонах, суммированной со стоимостью недвижимого имущества.

Центральный научно­исследовательский экономический институт провел исследования, которые показали, что потери урожая с прилегающих к автомобильным дорогам территорий составляют от 5 до 82 процентов в зависимости от вида сельскохозяйственных культур и количества вносимых удобрений. Данные получены для условий Центрального экономического района и могут использоваться в Нижегородской области и многих других регионах России.

Мы эту величину дифференцировали в зависимости от категории автомобильных дорог, а для подземных трубо­проводов было принято ее минимальное значение. Например, урожайность яровых зерновых при минимальных дозах внесения удобрений снижается на 40 процентов, при максимальных – на 23 процента, кукурузы ­ соответственно на 65 и 56 процентов.

Упущенная выгода пользователей земельных участков в границах охранных зон и придорожных полос связана с потерями в будущие периоды. Методики ее расчета современное законодательство не устанавливает. Предлагается в основу расчета положить величину стоимости недополученной продукции (реального ущерба), а также минимальную норму прибыли на капитал, коэффициент инфляции, фактор риска и фактор неопределенности.

Законодательство нашей страны предусматривает возмещение убытков, связанных с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами. Это в случае изъятия земельного участка. При ограничении прав на землю установлением придорожных полос и охранных зон сельскохозяйственные организации теряют часть продукции, что, в свою очередь, сокращает возможность выполнять ими обязательства перед третьими лицами (налоговыми органами, банками и т. п.). Официальная методика расчета данной составляющей, соразмерной убыткам выплаты, также в настоящее время отсутствует.

Мы считаем целесообразным возложить на собственников линейных объектов обязанность по возмещению части задолженности (краткосрочной и долгосрочной) сельскохозяйственного предприятия в пределах рассматриваемых земельных участков. Эта составляющая определяется как произведение налогов, кредиторской задолженности, неустоек, пени в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий, площади сельскохозяйственных угодий в пределах придорожных полос и охранных зон и норматива потерь продукции в придорожных полосах и охранных зонах.

По предлагаемой методике мы определили величину соразмерной выплаты в границах придорожных полос и охранных зон, которая составляет 861,9 млн рублей, или в расчете на 1 га ­ 5,1 тыс. рублей единовременно (включает реальный ущерб и убытки, связные с сокращением возможности выполнять обязательства перед третьими лицами). За последующее время расчетная сумма упущенной выгоды составляет от 2,4 тыс.
рублей / га во второй год до 5,8 тыс.
рублей / га в пятый год, или в целом по области от 400,3 млн руб. до 977,2 миллиона.

Эти показатели рассчитаны при минимальных дозах внесения удобрений. При максимальном их внесении показатель увеличится в 1,4 раза. И это не самая большая величина компенсационных выплат. В Германии, например, сумма в 5 6 раз выше.

Таким образом, только за прохождение по их землям дорог и трубопроводов сельскохозяйственные производители Нижегородской области могли бы получать компенсацию в размере около миллиарда рублей. Взимаемая плата могла бы покрыть возникающие убытки и использоваться сельхозпредприятиями на цели развития производства или же улучшение либо освоение новых земель.

Иван АЛТУХОВ,
доктор экономических наук,

Анна КЛИМОВА,
кандидат экономических наук.

Потери урожая с прилегающих к автомобильным дорогам территорий составляют от 5 до 82 процентов.{jcomments on}