25_2012_10-2
Posted in .
25.06.2012

Тёша все стерпит?

На уровне чистоплотных поросят

Подходят ко мне жители Лукоянова с жалобой: сливают фекальные стоки из ассенизаторских машин на окраинах города. Я и сам видел эту картину не раз. Но было это давно. Поехал искать: но нет, на этот раз не нашел. Все окраины не объедешь и во все укромные местечки не заглянешь. Но куда же сливают? Спросил знающих людей, компетентных специалистов, те ответили: сливают потихоньку, только ты не найдешь куда.

Деревенские жители знают, что поросенок ­ животное чистоплотное и свои отходы определяет не там, где спит или ест, а в дальний угол. Вот и мы определяем свои отходы не туда, где живем и работаем, а подальше, на окраину. Слава богу, до уровня чистоплотных поросят мы дожили. Теперь надо бы до высоты чистоплотных людей добраться. Но до этого пока далековато. По силам нам пока только дальний угол, окраина и текущая рядом многострадальная речка Тёша.

О нечистоте в городском микрорайоне № 1 Лукоянова говорят много. Но об Ульяновском, № 2, молчат. Там канализация, нечистотами не пахнет, хотя раньше воняло. Очистные здесь какие­то имеются. Куда из них текут фекальные стоки? Чтобы проследить их судьбу, я отправился в микрорайон.

Откуда «течет» туберкулез?

Очистные там, как известно, маломощные, фактически декоративные. По словам местных жителей, обслуживают только два многоквартирных дома. Но таких домов в микрорайоне намного больше. Куда текут стоки от них? В Тёшу, конечно. Я наивно искал сточную трубу в реку, с огромным трудом прошел по берегу речки. Метров 150 шел, а затратил полчаса ­ столько там непроходимых зарослей, завалов и мусора. Но трубы не нашел. А потом понял: да она и не нужна. Трубы только под дорогами и тротуарами, а потом стоки вытекают в канавы. Два таких зловонных притока Тёши, рожденные жизнедеятельностью человека, я обнаружил за этот короткий путь. Ткнул палочкой ­ и дна не достал: глубокие! И сверху опасно затянуты мусором. Утонуть запросто можно. Местные жители подсказали: всего таких притоков у речки четыре, один ­ с территории исправительной колонии, откуда «течет весь туберкулез». Жители 18 многоквартирных домов микрорайона Ульяново справляют свою большую и малую нужду в речку! По официальным скромным данным, это 200 кубометров! В неделю или в месяц? От компетентных людей узнаю: в день! Бедная наша речка! Больше загадить ее, кажется, уже невозможно. Молодежь не раз чистила берега Тёши от мусора. Благородная, самоотверженная, трудная и грязная работа! Но в такой ситуации она становится в какой­то мере бесполезной: зачем чистить речку, когда по ней течет, извините, дерьмо?

Скептики не верили, что в городе построят физкультурно­оздоровительный комплекс. И аргумент у них был мощный: такие масштабные объекты нельзя строить без очистных сооружений. Крупно ошиблись. Можно. Успешно построили, и текут стоки в Тёшу. В том месте города даже плохонькими очистными никогда не пахло. А из ФОКа течет не только относительно чистая вода из бассейнов. Как и из всякого большого учреждения, вода оттуда течет всякая, в том числе и фекальные стоки.

Пора перестать болтать

Самый длительный в истории города разговор о решении проблемы ведется в Лукоянове об очистных сооружениях. Длиннее разговора нет. Он пережил годы советской власти, перестройку, демократизацию. Стойко живет и поныне. А сколько раз очистные начинали и продолжали строить…

Сколько раз слышали: «Немного осталось, вот­вот очистные достроят». А зловонные ручьи и поныне текут и текут, как речи людей. Готовя эту статью, я опять услышал сакраментальную многолетнюю фразу: «Очистные скоро построят».

Один из жителей мне советует:

­ Сейчас в Тёше вода еще свежая. Приезжай к нам в июле, когда речка наша «поспеет», забродит, запенится и пузырями пойдет! Вот где красота­то!

Второй рассказывает:

­ Я не поленился и прошел берегом нашей Тёши вниз по течению. До разъезда Поя вода нечистотами пузырится! И как в Шатках дети в ней купаются! Видимо, не знают.

А вот в Ульяновском микрорайоне люди знают, куда сливают содержимое ассенизаторских машин: в колодцы канализации. Они мне показали: у дома № 11, через двадцать метров из него вытекает зловонный приток Тёши.

А куда лить? Вот в чем самый главный вопрос. Некуда ­ только в Тешу! Или в другой овраг, что равнозначно. Что же делать? Только одно: срочно возводить очистные сооружения. Пора наконец перестать болтать. Как хочется увидеть речку чистой, а город опрятным!

Александр КРЫЛОВ.

Фото автора.

Лукояновский район.{jcomments on}