Из чулана — в баню
На строительство пристроя семье выделили 400 тысяч рублей из областного бюджета и около 300 из районного. Однако поднимать фундамент старого дома не пришлось бревна оказались гнилыми и грозили в любой момент рассыпаться. Молодые супруги решили строить новый дом не было смысла вкладывать деньги понапрасну.
К зиме успели лишь заложить фундамент и сделать цоколь – на дальнейшее строительство средств, увы, не хватило: цены, заложенные в смете, не совпадали с реальными. Стройматериалы за это время резко подорожали, хорошо еще, Токаревы запасли кирпич и тес. И все же супруги не отчаивались, надеясь, что справятся собственными силами. Глава семейства трудился не покладая рук. Жене Ольге пришлось выйти из отпуска по уходу за ребенком – стала подрабатывать частным извозом на старенькой «Волге», взятой в кредит. Младшую дочку устроили в детсад.
Казалось, что их мечты скоро сбудутся. Строители обещали уложиться в короткий срок – в течение лета. У супругов не было сомнения, что они не подведут: кирпичные стены выросли буквально на глазах – всего за неделю. Но на дальнейшую работу снова не хватало средств. К этому времени старый дом был уже разрушен, семья переехала в баню. На улице холод – было начало весны.
Муж расширил предбанник, поставили два обогревателя, рассказывает Ольга. – Еду готовим на улице – полевая кухня. Другого выхода нет – снимать жилье слишком дорого, все деньги уходят на строительство.
Ольга надеялась получить досрочно материнский капитал, но ей отказали.
Муж взял три ссуды, но дело трудно продвигается, вздыхает молодая женщина. – Кроме мамы и бабушки, нам помогать некому…
Да я сама снимаю квартиру в Нижнем Новгороде, говорит Светлана Александровна, приехавшая на выходные к дочери. Пришлось переехать из Сосновского – здесь нет работы, както надо жить, внуков поднимать.
Бабушка нам всегда чтонибудь вкусненькое привозит, хором сообщают дети.
Ваня не переставая кашляет, простуда затянулась в старой бане тепло недолго держится, весенними ночами ребятишки мерзли. Переболели и другие дети – у Арины и Матвея температура была под сорок.
В бане негде повернуться – сплошные спальные места, бывший чулан по сравнению с ней просто хоромы.
Над нами уже соседи смеются: сколько можно жить в бане? А где взять деньги на стройку? разводит руками Ольга Владимировна. Только на одну крышу требуется 45 тысяч рублей. Впору просить милостыню, да стыдно.
У заведующей сектором по трудоустройству и социальным вопросам администрации Сосновского района Татьяны Киселевой свое мнение по поводу ситуации.
Когдато этой семье предлагали трехкомнатную квартиру на улице Совхозной, но они отказались, объяснив, что хотят жить в доме, где есть участок земли, вспоминает она. – У них не было к нам особых просьб, мы тесно контактировали. Для нас стало полной неожиданностью, что они решили снести старый дом, они же не могли не понимать, что не уложатся в сумму, которую им предоставили. Когда случаются конфликты с подрядчиком, Ольга Владимировна сразу нас находит, а решение снести дом почемуто приняли сами…
Можно почеловечески понять молодых супругов, уставших жить в тесноте. Ну не рассчитали они собственные силы, кашато, как говорится, уже заварена, а новоселье попрежнему за горами…
Из местного бюджета семье Токаревых было выделено 297 тысяч рублей, констатирует глава местного самоуправления Сосновского района Сергей Малышев, недавно побывавший на стройке. – К сожалению, у нас нет возможности оказать им финансовую помощь, но постараемся помочь в организационных вопросах и досрочном получении материнского капитала.
Как нам стало известно позже, этот вопрос удалось решить – многодетной маме материнский капитал выдадут, но через коммерческий банк. В этом случае она потеряет приличную сумму около 40 тысяч рублей. Пока другого выхода нет.
Глава администрации района держит под контролем ситуацию, говорит Татьяна Киселева. Вчера я обратилась к нему с предложением выделить квартиру семье Токаревых из резервного фонда для временного проживания. В любом случае на улице их не оставят…
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото автора.
Сосновский район.