15_2012_10-1
Posted in ..
16.04.2012

Народ не безмолвствует

 

Узнав об этом, сельчане самостоятельно провели сход, правда, в заочной форме – активисты обошли село и собрали против закрытия школы 240 подписей (это более половины жителей села), надеясь на законодательную норму, которая пока еще есть в Законе об образовании: ликвидация школы невозможна, если сельский сход против. А 28 марта районная газета «Наша жизнь» опубликовала заметку «Две школы «сминусуют», где говорилось, что решение о закрытии Аламасовской и Бутаковской общеобразовательных школ «принято еще в прошлом году, но его выполнение было приостановлено». Дескать, что переживать, все уже решено.

И тогда аламасовцы решили собраться. 3 апреля по рыхлому весеннему снегу шли и шли люди в родную школу.

Между молотом и  наковальней

Председатель Нарышкинского сельсовета Михаил Пучков, который вел собрание, предоставил слово заместителю главы администрации района по социальным вопросам, заведующему районным отделом образования Василию Романову. Василий Никитович сказал, что власти «хотят посоветоваться» с жителями села – сделать вместо школы детский сад или начальную школу вместе с детсадом. Что касается учителей и работников школы, им уже предложены новые рабочие места. Когда из зала попросили назвать, какие, ответа не последовало, ведь «люди еще не согласились». А согласятся ли? Работать в райцентре, рабочем поселке Вознесенское, ­ значит потерять сельскую надбавку 25 процентов. Если рабочие места предложат в других селах ­ то как добираться?

Из слов представителей власти становилось понятно, что решение о закрытии школы они уже приняли и теперь хотят уговорить людей принять неизбежное. С 1 января 2013 года согласия схода уже не потребуется, школу можно будет закрыть решением законодательного органа, а пока «советуются». Объясняют, какие высокие требования предъявляет государство к качеству образования. В каждом классе нужны интерактивные доски, компьютеры, Интернет… Если этого нет – школе минус. А потом и школу «в минус». Да и без того при переходе на подушевое финансирование (32000 рублей на одного сельского ученика в год) просто не из чего будет платить учителям зарплату.

Глава Вознесенского района Виктор Горин описал, как трудно ему было закрывать родную школу в Суморьеве, поэтому он прекрасно понимает аламасовцев. Но – «пришла пора». А в Нарышкинской школе, куда будут ездить юные аламасовцы, прекрасные условия. Там уже по желанию родителей учатся восемь ребятишек. Что касается трудоустройства учителей, «школа – не для них, а для детей. А их­то и нет».

Оба выступавших обещали не бросить «замечательное здание»: открыть детский сад (одну или две группы), «может быть», начальную школу, спортивную секцию и кружок, газифицировать, так как топить углем дорого… Возможно, сюда переедут почта и медпункт, представитель сельсовета и участковый… Только как­то все это на пальцах, без расчетов, а потому выглядело, честно говоря, не очень убедительно.

Горький взгляд…

Сельчане строго обращаются к директору своей школы В. Забродину: «Почему без боли отдаешь школу, почему не сражаешься?!»

А каково все это видеть Василию Андреевичу Базову? Это уважаемый в селе человек, он был директором Аламасовской школы почти 40 лет, до 2004 года. В свое время добился, чтобы Саров построил эту школу (в обмен на то, что местный колхоз вошел в сатисский совхоз, снабжавший овощами ядерный центр). А потом положил все силы на организацию учебного и воспитательного процесса, школа стала одной из лучших в районе.

С горечью смотрит уважаемый пожилой человек на руководителей. И на того, кого оставил после себя. А тот голову опустил: да была б его воля…

Открыть детский сад? Все только «за». Он очень нужен, детей приходится возить в сатисский детсад. Но школу садиком не заменишь.

Как дети будут ездить в соседнее село? Под присмотром. Но у младших уроки кончаются рано, а школьная «ГАЗель» везет всех одновременно. Сколько раз видели голосующих у дороги ребятишек. Не дай Бог, что случится, – трасса…

Люди, как могли, защищали качество образования в родной школе, возмущались бездействием властей:

­ Наша школа дает достойное образование. Об этом говорят результаты ЕГЭ. По математике первое место в районе!

­ Я сам закончил эту школу. Мои дети – тоже, и они поступили в вузы. Хочу, чтобы и мои внуки тут учились!

­ Закроете школу – селу конец! Как можно принимать такое решение, когда мы дождались, наконец, газа и люди стали к нам приезжать?!

­ Что вы, местное самоуправление, сделали для того, чтобы школу сохранить?

Переломный момент

Конечно, много на сходе вылилось эмоций. Представители органов местного самоуправления старались донести до сельчан мысль, что реструктуризация школы (в начальную плюс детсад) по закону возможна и без согласия жителей и что это самый лучший возможный вариант. Но люди стояли на своем, давали свои предложения.

­ Недавно в село переехали еще две семьи. У них пятеро и двое детей!

­ Моя дочь как молодой специалист в марте была на приеме у президента Дмитрия Медведева, и он сказал: «Школу можно сохранить, для этого надо добиться перевода на целевое финансирование».

­ По телевидению выступал президент и сказал, что даже если в школе один ученик, его будут учить! А у нас 34. Почему такая разница между политикой, проводимой правительством, и политикой районной власти?

­ Езжайте в область и добивайтесь. Из одной двери выгнали, идите в другую. Из той выгнали – в третью. Не сидеть надо!

Постепенно настроение руководителей менялось. Все ли резервы учтены? Почему бы действительно не попробовать убедить вышестоящую власть сохранить эту школу, если Аламасово стоит на пороге обновления?

Село действительно начинает оживать. Проведен газ. Рядом Саров и технопарк в Сатисе – это работа. Большой приток переселенцев: селятся поближе к дивеевским святыням. При этом жилье в самом Дивееве дорогое, и, как правило, люди оседают поблизости, где есть дороги, газ и минимальная социальная инфраструктура. Это подтверждали выступавшие на сходе. Аламасово достойно поддержки, а не холодного цифрового подхода.

Если в ближайшее время сохранить школу целевым финансированием, то село сможет подняться быстрее. В списке на детский сад уже 24 ребенка, родятся еще дети, приедут новые семьи. И тогда школа выдержит и подушевую систему. Дайте только время.

Коренным молодым аламасовцам, желающим жить в селе, и приезжим семьям с детьми, а такие выступали на сходе, присуща активная жизненная позиция, а это значит – уходит застой, есть надежда.

Завершая встречу, глава района Виктор Горин сказал:

­ Мы будем поступать на основе законности, целесообразности, с учетом ваших пожеланий и реальной ситуации. Главный наш довод сегодня – доказать возможность возрождения села и убедить областную власть принять решение о полноценной школе (сейчас она девятилетняя. ­ Ред.). Давайте попробуем сделать это вместе. Но надо сконцентрировать все возможности. В противном случае окажемся: вы – в неправых, а мы – в болтунах.

Что люди могут сделать? Помочь местной власти выявить все резервы. Сельчане проголосовали за то, чтобы сохранить школу в полном объеме и вдобавок открыть детский сад.

Но это не точка, а первый шаг. Предстоит большая работа. Сельчане и представители власти договорились о следующем собрании на середину мая.

От сердца пока не отлегло.

Анна ВИНОГРАДОВА.

Фото автора.

Вознесенский район.

Из сводок Интернета

За два года в стране закрыто 12000 сельских школ.

В минувшем году в Нижегородской области сокращено 128 малокомплектных школ в сельской местности. При этом 38 комплексов «школа – детский сад» реорганизованы в дошкольные общеобразовательные учреждения. 68 школ были закрыты по решению сходов граждан сел и деревень.

Возвращаясь
к напечатанному

Прогноз
благоприятен

Пришлось поволноваться учителям, ученикам, родителям да и всем жителям села Маресева год назад: над школой нависла угроза закрытия. На общем собрании все пришли к единогласному мнению: бороться за свое образовательное учреждение. Наша газета писала об этом (см. «ЗН» № 21 за 2011 год).

Маресево ­ центральная усадьба стабильно работающего сельхозпредприятия, центр укрупненного, объединенного сельсовета, на территории которого находятся библиотека, Дом культуры, пожарная часть… Так что без школы сельчанам никак нельзя было оставаться. В результате школу отстояли, ее оставили на год, который практически истек.

­ Работаем в обычном режиме, ­ говорит директор школы Анна Петрунина. ­ Отремонтировали спортзал, коридор, приобрели новую мебель и учебные пособия. Крышу бы отремонтировать, и смета уже есть, да на это минимум 500  тысяч надо. Впереди большое испытание ­ аккредитация школы. Это экзамен для всего учебного заведения. Количество детей в нынешнем году увеличилось за счет переехавших к нам семей. На будущее прогноз благоприятный.

Александр КРЫЛОВ.

Починковский район.

Норвежский урок

Комментарий

В предыдущие годы по нашей области и по всей России прокатилась волна закрытия сельских школ, этот процесс продолжается. В редакцию по­прежнему приходят сообщения о вновь готовящихся закрытиях, о том, как сложно приходится ребятишкам из сел, где учебные заведения уже приказали долго жить.

Вспомнился недавно прочитанный очерк известного журналиста Василия Пескова о Норвегии. Непохожа эта страна на нашу. На первый взгляд. Но и это европейское государство, оказывается, тоже столкнулось с проблемой закрытия сельских школ.

Вот что пишет Василий Песков: «Несколько лет назад правительство, посчитав, во что обходится обучение в таких вот разбросанных по стране поселках, нашло, что следует мелкие школы закрыть, а открыть в округах школы большие, хорошо оборудованные. Одних ребятишек привозить сюда на автобусах, других поселить в интернатах… И вот теперь это, казалось бы, разумное решение пересмотрено. Опять открываются, пусть хуже оборудованные, пусть с одним учителем, мелкие школы. Жизнь показала: обучение и воспитание детей в отрыве от родителей – неполноценное воспитание. Но это не все. Вырастая вдали от дома, от земли, деревенского уклада жизни, от всего, что в детстве привязывает к родному месту, молодые люди «теряют корни». Они равнодушны к тому, где им жить. Они становятся, как сказали бы у нас, травою перекати­поле».

Эти строки были написаны журналистом в 1977 году. Выходит, закрывая сельские школы, мы повторяем ошибку, которую в европейской стране смогли признать и исправить десятилетия назад. В современной системе образования любят заимствовать западный опыт. У норвежцев бы нам поучиться не жалеть средств на воспитание и обучение сельских детей, на сохранение традиций и корней.