Не делайте уроки, родители
Такое письмо пришло в адрес нашей редакции. Мы порадовались, что советы, которые дает наш психолог, востребованы читателями. Мы ждем от вас новых вопросов. А на те, что заданы в письме, отвечает Екатерина Михайлова, педагогпсихолог областного центра помощи семье и детям «Журавушка».
Существуют три составляющих готовности ребенка к школе. Это так называемые интеллектуальный, мотивационный и коммуникативный компоненты.
Ребенок должен твердо знать свои имя, фамилию, отчество, дату рождения, имена, отчества и фамилии родителей.
Будущий первоклассник должен спокойно ориентироваться во временах года и днях недели. То есть отличать весну от осени, знать, что за понедельником идет вторник.
Как правило, тесты включают в себя задания на обобщение. То есть нужно знать наиболее распространенные обобщающие понятия и уметь назвать несколько слов, к ним относящихся (например, пять овощей, фруктов, цветов, транспортных средств и т. д.).
Родителям следует заранее обратить внимание на развитие у ребенка зрительномоторной координации, то есть взаимодействия «глаз рука». Речь идет о навыках переписывания, перерисовывания. Ведь в школе учитель часто чтото пишет на доске, и это требуется перенести в тетрадь.
Для дошкольника имеет значение уровень развития памяти. Как правило, при поступлении в школу дается тест 10 слов, из которых после первого прочтения нужно запомнить 56.
При тренировке памяти стоит сделать акцент именно на слуховое восприятие.
Нужно сказать, что родители сейчас основное внимание обращают на интеллектуальный компонент, но онто как раз не самый главный.
Если ребенок чегото не знает, но у него хорошо развит мотивационный компонент, он с легкостью все наверстает.
Будущему первокласснику необходима мотивация. Он должен хотеть учиться, ему должно быть интересно узнавать чтото новое. А если писать и читать ребенок уже умеет, в школе ему будет неинтересно.
Есть понятие «внутренняя позиция школьника». Это состояние, когда ребенок ощущает себя на ступеньку выше, старше. Понимает, что у него появился новый статус, новые обязанности.
Мальчики и девочки должны понимать: учеба их дело, за которое они отвечают.
Не делайте с детьми уроки, если они не обращаются к вам за помощью. Не стоит стоять над душой и спрашивать: «Ну как, тебе чтонибудь непонятно?»
Помогите ребенку в том случае, если он сам сделает несколько попыток решить задачку или пример. Не делайте работу за него. Пусть в ходу будут фразы: «До какого момента тебе не ясно?», «Ошибка гдето в этой части задания».
Хорошо бы перед школой четко определить зону его ответственности в доме. Например, сказать: «Ты ответственен за порядок на своем столе», и строго это контролировать.
Третий компонент коммуникативный. Он вспомогательный, но от того, как он развит, будет зависеть, насколько комфортно будет ребенку в школе.
Научите его общаться со взрослыми и со сверстниками, резрешать конфликты. Для этого необходимо расширять свой круг общения и круг общения ребенка. Как родители общаются со своими сверстниками, так он будет общаться со своими.
-
Помните, первый класс это новый, стрессовый период в жизни ребенка. Поэтому лето лучше посвятить отдыху, укреплению физического здоровья, а не обучению школьным предметам.