13_2012_5-1
30.03.2012

Наступает эра качественного картофеля

Однако столь значительные объемы производства могут вскоре составить проблемы для картофелеводов. Уже несколько лет глава района Михаил Рыбин на совещаниях с аграриями напоминает об опасности перепроизводства «второго хлеба».

Впрочем, пока рано бить в набат. Арзамасский картофель хорошо знают и за пределами Нижегородчины. Хорошо покупают его и в Москве, и в Санкт­Петербурге, и в южных регионах.

А вот вопрос ценообразования тесно связан с проблемой неорганизованности картофельного рынка.

– Рынок этот не арзамасский и даже не нижегородский, – поясняет директор районного департамента АПК Николай Трофимов. – Ввиду хорошей рентабельности картофеля в прошедшем сезоне по стране было произведено его немало. Особенно много такой картошки, которая плохо хранится. Ее и начали активно выбрасывать на рынок по сниженным ценам. Сегодня «второго хлеба» продается столько, сколько население не может съесть. Это и сбило все цены. Такая ситуация сохранится, пока не обнаружится, что хорошей­то картошки в закромах мало…

Болезнь неорганизованности государством никак «не лечится». Не видно и организующей роли Картофельного союза.

Из этой ситуации каждый ищет собственный выход. Одни предпочитают «брать объемом», другие стараются снизить себестоимость, наладить переработку продукта. Есть, кстати, и общерайонный проект налаживания глубокой переработки продукта. Но пока его реализация сдерживается поиском инвестора.

Аграрии давно уже поняли, что значительную часть урожая картошки лучше всего придержать до весны. Ведь не секрет, что горожане уже не делают огромных запасов на зиму, как это было в 1990 х годах. Люди привыкли к тому, что в любое время в ближнем магазине или на рынке можно купить два­три килограмма картошки.

Так что вся забота о зимнем хранении картофеля легла на плечи самих производителей. Да и цена «весеннего» картофеля значительно выше. Потому фермеры активно строят хранилища не меньше, чем на 2­3 тысячи тонн, а имеющиеся модернизируют.

Кроме того, опытные картофелеводы уже стремятся выращивать качественный картофель, цена на который не будет столь сильно колебаться в зависимости от сезона. Фермер Ялин уже несколько лет идет по этому пути. Отметив однажды, что качественный продукт на 50 процентов дороже обычного, стал уделять больше внимания качеству, чем повышению урожайности.

Александр Павлович выяснил, что для сетевых компаний, поставляющих продукцию в супермаркеты, нужен картофель первого класса, имеющий товарный вид. Для этого надо, чтобы и сорта, и технология возделывания соответствовали самым высоким требованиям.

Многие производители приняли на вооружение фасовку «второго хлеба» в сетки разного объема, что более удобно покупателю. Районная власть, со своей стороны, старается создать крестьянам режим наибольшего благоприятствования в вопросах торговли выращенной продукцией. На рынках для этого отведены удобные крытые павильоны. Строится новый современный рынок на Выездновских лугах. Агропредприятиям, фермерам и владельцам личных подворий разрешается свободно торговать во дворах жилых кварталов.

Первостепенной задачей для картофелеводов сегодня становится налаживание ускоренного механизма обновления сортов, востребованных на рынке. В ООО «Латкин» появилось американское оборудование, начинается освоение первичного семеноводства картофеля на безвирусной основе. Те сорта, которые прежде закупались за рубежом, отныне будут размножаться и выращиваться в районе – свои собственные и самые лучшие. Это новинка не только для нашей области, но, пожалуй, и для всей России.

Продовольственный картофель продается сегодня в основном по 3 рубля за кг. В зависимости от качества, сортовых особенностей, возможностей длительного хранения, упаковки, а также от того, мытый он или нет, цена может доходить до 10 рублей или чуть выше. Зависит цена и от направления, куда он будет использоваться. В этом году лучше шел картофель, используемый для чипсов. Эти особенные сорта и цену имели лучшую. «Чипсовый» картофель был раскуплен еще с осени и за отличную цену.

– Еще одна задача, которую ставит перед собой власть, ­ это помощь в объединении малых хозяйств, занимающихся картофелем, ­ говорит Николай Трофимов. ­ Ведь в условиях, когда рынок не организован, в нем легче себя чувствуют крупные производители. Перед лицом глобализации товарно­сырьевых потоков мелкие производители должны объединяться. Мы уже проводили несколько организационных встреч. В частности, в Водоватове – одном из крупнейших сел, производящих картофель. Предлагали объединиться в сбытовой потребительский кооператив. Объясняли преимущества объединения: это и работа на заказ, и обновление технологий, и контроль сортов. Пока, в силу инертности характера сельских жителей, процесс идет тяжело. Но мы надеемся на понимание нашей позиции.

По мнению Николая Евсеевича, такого больше никогда не будет, чтобы, независимо от того, умело или неумело растишь картофель, все равно получишь результат. Сейчас, чтобы получить прибыль, надо затратить много усилий – снизить себестоимость и поднять качество. При этом будущее за крупным производителем, а значит, надо объединяться.

Александр КУРИКОВ.

Фото из архива автора.

Арзамасский район.