12_2012_10-1
Posted in ..
26.03.2012

Спасти любимый город

Дома на плаву

Дверь деревянного дома с мезонином, где живет ветеран Виктор Маслов, открывается с трудом. Уровень грунтовых вод в старой части Лыскова очень высок, зимой земля промерзает больше чем на два метра, увеличивается в объеме и поднимает фундамент, поэтому и дверь постоянно заклинивает.

­ От подтопления страдает вся северная часть города – триста семьдесят домов, ­ говорит Виктор Антонович, когда, наконец, справившись с дверью, проходим в дом и располагаемся за столом перед внушительной стопкой бумаг ­ документов и переписки, собранной за время борьбы против подъема уровня водохранилища до отметки 68 метров. ­ Подпор воды (повышение ее уровня. ­ Авт.) из водохранилища проникает через дамбу под жилой массив. Затем вода попадает в дренажный коллектор протяженностью 1800 метров, который проложен вдоль речки Медянки, перпендикулярно защитной дамбе на всю длину улицы. Насосная станция возвращает воду в водохранилище. По норме дренаж нужно строить вдоль дамбы со стороны города, чтобы не пускать воду под жилые дома.

О сложных технических решениях Виктор Антонович рассуждает со знанием дела. Он настоящий профессионал ­ науку строить освоил, как говорится, с азов.

­ Шестьдесят лет назад начинал плотником, ­ с улыбкой вспоминает далекие годы Виктор Маслов. ­ Показали, как держать топор, и отправили восстанавливать Керчь после военной разрухи.

Он проектировал и возводил промышленные объекты таких нижегородских гигантов, как «Красное Сормово» и ОКБМ. Был главным инженером Всероссийского научно­исследовательского института ресурсосбережения. За годы работы объехал всю страну от Азовского до Белого моря, от Карпатских гор до Урала. Строил жилье и заводы.

Но куда бы ни заводила судьба, его всегда тянуло в Лысково.

­ Здесь жили моя сестра с мамой, и я, когда выдавалась возможность, приезжал к ним, ­ говорит Виктор Антонович. ­ Влюбился в этот городок с его бревенчатыми домиками, деревянными тротуарами, зеленью в садах и обходительными людьми. Помню, как в лугах собирали корешки шиповника и заваривали их водой, которую брали из Волги. Сейчас такое трудно представить…

Выйдя на пенсию, Виктор Маслов купил домик на волжском берегу и перебрался в Лысково. Решил поставить ворота, копнул землю и увидел, что вода находится всего в сорока сантиметрах от поверхности. С этого и началась его борьба против подъема уровня Чебоксарского водохранилища.

Первое письмо с просьбой признать и ликвидировать последствия подтопления северной части Лыскова пенсионер направил в районную администрацию. Там развели руками.

­ Обратился в государственное федеральное учреждение по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища, ­ рассказывает Виктор Маслов. ­ Внятного ответа не получил. Решил написать открытое письмо на имя президента. Мое обращение было направлено в Российскую академию наук. Ответ, который пришел оттуда, дал пищу для дальнейшего изучения проблемы. Стал сотрудничать с областным министерством экологии, а областное Законодательное Собрание передало из своего архива копии материалов по проблеме.

В конце 2010 года, побывав на областном совещании, посвященном вопросам, связанным с Чебоксарской ГЭС, Виктор Антонович начал полемику с «РусГидро» в печати. У ветерана есть единомышленники. Илья Платонов помогает Виктору Маслову набирать тексты и размещает их в Интернете.

Словно биологическое оружие

Как, наверное, и всех лысковчан, Виктора Маслова волнует судьба Макарьевского монастыря. Если уровень водохранилища будет поднят, святыня, стоящая на берегу Волги, окажется на острове. Для защиты планируется поднять существующую дамбу до такой высоты, что с Волги будут видны лишь купола церквей. Но сможет ли она спасти монастырь?

­ Сейчас Макарий защищает дамба из песка, ­ объясняет Виктор Антонович. ­ Ее откос укреплен бетонной плитой, основание которой находится выше уровня реки, поэтому вода беспрепятственно проникает под стены и постройки, несмотря на работающие скважины, дренажный коллектор и насосную станцию. Доказательством тому служит колодец на территории монастыря: уровень воды в нем такой же, как в Волге. Это значит, что обитель страдает от подтопления даже при наличии дамбы и дренажной системы.

Ситуация усугубляется эрозией. Осадки ежегодно увеличивают объем грунтовых вод под монастырем. Перенасыщенная влагой земля вырывается в водохранилище. Вымывание грунта разрушает дамбу.

­ Нелепо считать, что, подняв уровень воды еще на пять метров, этот процесс можно остановить, ­ продолжает ветеран. ­ Эрозия станет сильнее. Макарьевский монастырь будет разрушен грунтовыми водами и циркуляцией подпора воды через дренажную систему. Такая же участь ждет все левобережье и северную часть Лыскова.

­ Неужели монастырь нельзя защитить?

­ Для этого надо построить по всему периметру защитные сооружения из шпунта, врезанного со стороны Волги до дна реки, ­ Виктор Антонович быстро подсчитывает в уме. ­ Высота конструкции будет около 18 метров! Подобное строительство обойдется в копеечку. Уверен, что надо не поднимать уровень Чебоксарской ГЭС, а выполнить реконструкцию всех защитных сооружений на существующем уровне ­ на отметке 63 метра ­ и полностью устранить подтопление.

Виктор Маслов показывает фотографии ­ свидетельства проблемы, которая существует уже 30 лет.

­ Болота за лысковской дамбой, речной вокзал, построенный в пяти километрах от Волги (его планировали под 68­ю отметку), недостроенный дренажный канал в селе Михайловском. Сколько ошибок было сделано, зачем же совершать новые?

Сейчас под водой около плотины Чебоксарской ГЭС лежит десятиметровый слой ила. Шлейф донных отложений тянется на 260 километров до самого Кстова. В нем содержатся отходы, содержащие агрессивные токсичные вещества, которые разлагаются в воде десятки лет. Если уровень водохранилища поднять, скорость течения упадет в пять раз, объем воды увеличится более чем в три раза, река заилится еще сильнее.

На территории нашей области в Чебоксарское водохранилище впадают 43 притока. Подпор воды на каждом из них распространится вверх по течению в среднем на сто километров. Это приведет к затоплению громадных территорий, появлению мелководий со стоячей зеленой водой. «Биологический реактор» водохранилища заработает на полную мощь и сделает жизнь на его берегах невыносимой.

У Рейна иная судьба

­ Веками Волга давала людям жизнь, пропитание, воду, энергию, ­ говорит ветеран. ­ Недаром к ней особое отношение, люди называют ее матушкой. На берегах реки и ее притоках живет около 57 миллионов человек. Наша «цивилизованная» деятельность нанесла ей колоссальный ущерб.

Сегодня великая река нуждается в помощи людей, в восстановлении и сохранении ее былой чистоты, уникальных природных комплексов, биоразнообразия.

­ В начале 1990 х годов (уже тогда состояние Волги и ее притоков было критическим) ученые и инженеры под руководством заслуженного деятеля науки и техники, академика и ректора Нижегородского архитектурно­строительного университета Валентина Найденко разработали программу «Возрождение Волги», ­ продолжает Виктор Антонович. ­ Она предполагает модернизацию и реконструкцию инженерных защит, шлюзовых сооружений и ГЭС, а также решение целого комплекса экологических проблем, оздоровление волжского бассейна в целом.

Виктор Антонович раскрывает два внушительных тома книги «Великая Волга на рубеже тысячелетий. От экологического кризиса к устойчивому развитию», листает страницы.

­ Здесь лишь сжатое содержание программы, сам труд изложен в тридцати томах, ­ говорит ветеран. ­ Он забыт незаслуженно, поэтому сейчас готовлю публикацию, чтобы напомнить, что возможность исправить сложившуюся экологическую ситуацию существует. Государство должно вкладывать средства в модернизацию и экологию. В мире есть положительный пример реализации подобной программы – это опыт возрождения реки Рейн в Германии.

Виктору Антоновичу 76 лет, но он продолжает бороться за идеи, в которые верит. В конце января он обратился ко всем кандидатам в президенты России с просьбой включить в свою программу действий на будущем посту два пункта: отменить рассмотрение и утверждение технического проекта подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров и приступить к реализации программы «Возрождение Волги».

Сотни тысяч жителей нашей области думают так же, как и мудрый ветеран, хотят предотвратить возможную экологическую катастрофу, но это не в их силах. Принимать такие решения, защищать своих граждан должно государство.

г. Лысково.

В тему

Не хотим уйти под воду

Не первый год идет обсуждение вопроса о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища. Мы, жители Васильсурска, против повышения уровня воды до отметки 68 метров.

Поселок находится на полуострове, с трех сторон омываемом водами Волги и Суры. Так распорядился пять столетий назад московский князь Василий III. Богатая у нас история, и места красивые. Одна беда: поселок подвержен оползневым явлениям.

Первый оползень произошел вскоре после основания Васильсурска, тогда воды Суры смыли крепость и храм. Последний оползень был в 1979 году. На наших глазах уничтожило сразу одиннадцать улиц, не стало старого уездного города. Жители до сих пор переносят и перестраивают дома, а иные уезжают.

Боимся, что поднятие уровня воды в водохранилище приведет к новым оползням, обострит ситуацию, разрушит газопровод, который лежит в земле. Мы не хотим, чтобы наш поселок ушел под воду, как легендарный град Китеж. С природой шутить нельзя, это может привести к тяжелым последствиям.

З. П. ХРУЛЕВА,
краевед,
почетный гражданин Воротынского района и еще четырнадцать подписей.

Прыжок в высоту состоится?

Похоже, «РусГидро» ввело нас в заблуждение

Вопросы экологической безопасности, право граждан на благоприятную окружающую среду ­ эти темы обсудили на встрече президент РФ Дмитрий Медведев и эксперты­экологи, представители общественных экологических организаций. Заседание Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека прошло на нефтеперерабатывающем заводе в городе Новокуйбышевске. На совещании была затронута и тема подъема уровня Чебоксарского водохранилища.

Председатель совета нижегородского экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов, который побывал на встрече, обратился к Дмитрию Медведеву с предложением принять окончательное решение об эксплуатации водохранилища на существующей отметке 63 метра и рассказал о проблемах, которые не заставят себя ждать, если решение окажется иным.

­ Президент проявил понимание и активный интерес к проблеме, и стало видно, что «РусГидро», рассказывая нам, что их поддерживает президент, в очередной раз вводит всех в заблуждение, ­ поделился впечатлениями о встрече Асхат Каюмов. ­ Хотя бы намека на то, что он поддерживает проект подъема водохранилища, президент не дал. Наоборот, было сказано: нам следует понимать, что в будущем «РусГидро» может снова попытаться инициировать работы по подъему уровня воды, то есть фактически, пусть завуалированно, президент поддержал предложение оставить отметку 63 метра.

Проект подъема Чебоксарского водохранилища будет завершен и передан на государственную экспертизу этим летом. Если его примут, реализация может начаться уже в 2013­2014 годах, а заполнение водохранилища произойдет в 2020 году. Поэтому важно, чтобы не только нынешний, но и будущий глава государства, который вскоре займет свой пост, знал позицию жителей нашей области.

Сейчас «Инженерный центр энергетики Поволжья» проводит оценку воздействия проекта на окружающую среду. Познакомиться с материалами предварительной оценки, оставить свои замечания и предложения можно на сайте проектировщика или в общественных приемных. Как сообщает «РусГидро», общественные приемные работают в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Городце и Заволжье, скоро они будут открыты в Лыскове, Богородске и Воскресенском.

В середине апреля в рамках обсуждения предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду планируется начать общественные слушания.

Страницу подготовила Анастасия СЕРГЕЕВА. {jcomments on}

Фото автора.