11_2012_10-1
Posted in ...
19.03.2012

Некомфортная деревня

Без окон, без дверей

Вблизи Рыбина никаких указателей. Если нет карты под рукой, можно долго гадать, как называется деревня.

Мчатся по деревне машины со скоростью 100 километров в час. «Нет указателя ­ нет и нарушения правил», ­ иронизируют сельчане. Летом на улице много детей, долго ли до беды? Жители деревни обращались по этому поводу в ГИБДД, но их просьбу проигнорировали.

В морозные дни нынешней зимой в Рыбино несколько дней не ходил рейсовый автобус.

­ Я недавно вернулась из Японии, там даже к трем домам, расположенным на высоте, ездит специальный поезд, а у нас автобуса не дождешься, ­ говорит Елена Балакшина.

Ей, бывшей учительнице, приехавшей сюда с мужем из Мурманска, было чему удивиться в сельской глубинке. Например, разбитым дорогам, никогда не видевшим асфальта, ­ в дождливую погоду здесь ни пройти, ни проехать.

­ Сами засыпаем ямы песком и битым кирпичом, ­ находят выход сельчане.

Они­то ко всему привыкшие ­ не в Японии родились, потому и трудно им поверить, что где­то есть совсем иная жизнь.

Давно привыкли и к перебоям с водой, тоже научившись с этим справляться: постоянно латают прохудившиеся водопроводные трубы, а летом запасаются водицей на роднике.

­ Водонапорная башня без окон, без дверей. На водопроводе одни прорывы, зимой колонки замерзают, ­ констатирует Юрий Тихонов. ­ Новую ветку надо. Зато в Ворсменском ЖКХ с нас исправно берут плату за воду ­ 137 рублей с человека.

Сельский депутат Елена Назарова поднимала этот вопрос на земском собрании, но пока ничего не изменилось.

­ В сельской администрации нам предложили общими усилиями провести новую водопроводную линию, на что требуется около 350 тысяч рублей, ­ рассказывает Евгения Перевезенцева. ­ Мы посчитали ­ с каждого дома почти по 10 тысяч. Где пенсионерам взять такие деньги? Вся деревня отказалась…

Старый клен стучит в стекло

Мы стоим у старого деревянного здания. Когда­то здесь была начальная школа, потом ­ заводской здравпункт, а в другой части помещения ­ магазин. Теперь в покосившемся доме гуляет ветер.

­ Все мы здесь учились когда­то, ­ вздыхает ветеран войны Василий Кириллов. ­ Просим вернуть нам здравпункт.

Но открыть здесь медпункт запрещают из­за малочисленности населения. А сельчане настаивают: пусть будет хотя бы медицинский кабинет.

­ К нам раз в неделю приходят фельдшеры из Коровинского ФАПа, это очень ответственные и отзывчивые люди, но им негде даже давление измерить больным, ­ говорит Елена Балакшина. ­ В последнее время это делали в магазине.

Мужчины согласны своими руками сделать ремонт в помещении бывшей школы и заменить старую электропроводку, а уж стерильную чистоту в медицинском кабинете гарантируют женщины.

­ Я отправлял письмо президенту страны, ­ говорит Юрий Калистратов. ­ Оно было переадресовано в администрацию губернатора области, откуда направлен запрос главе местного самоуправления Павловского района, чтобы он лично рассмотрел эту проблему.

Однако ответ пришел лишь из Павловской ЦРБ, куда тоже обратились дотошные сельчане. В письме на имя главы сельской администрации за подписью главного врача больницы Александра Маслагина предлагалось найти подходящее здание, но это так и осталось на бумаге.

Много проблем высказали жители деревни журналистам ­ наболело. Недоумевают они, почему закрыли сельское кладбище, ­ хоронить разрешено только в могилы родственников. А если их нет?

­ Деревня зарастает кленами. В сельской администрации нам сказали: нужно четыре тысячи рублей, чтобы их спилить. А в соседнем Сосновском районе даже колодцы бесплатно делают ­ например, в деревне Муханово, нам бы хоть один восстановили, ­ сетуют пенсионеры. ­ И ветеранов у них чествуют, в отличие от нас. Забытая деревня, никому мы не нужны…

Выборы ­ отдельная тема для разговора. В Рыбине сознательные граждане, все участвуют в голосовании.

­ Мы хотим голосовать, как в старые добрые времена, ­ приодеться и прийти на избирательный участок в своей деревне, а не чтобы к нам ездили с урной по домам, ­ говорит Елена Балакшина. ­ Даже за границей россияне приходят в день выборов в посольство и голосуют, мы же не в Африке живем, а в центре России.

­ Раньше день выборов для нас был настоящим праздником, ­ продолжает Наталья Баянова. ­ Районная власть могла бы пойти навстречу жителям и организовать здесь избирательный участок.

Мало праздников в жизни сельчан. Редко приезжают в деревню с концертами артисты из районного Дома культуры. Жители деревни активны и сами не прочь организовать какие­нибудь мероприятия, талантов хватает. Один Юрий Полетаев чего стоит ­ мастер на все руки, какие поделки изготавливает! Почему бы выставку не организовать? Умельцы­то есть, дело за помещением.

­ Нам негде даже пообщаться, ­ продолжает Вера Обухова. ­ Хочется, чтобы был красный уголок, где бы мы могли собираться. Его тоже можно обустроить в старой школе.

Сто человек ­ тоже люди

Глава Коровинской сельской администрации, на территории которой находится Рыбино, не удивилась нашему визиту.

­ Они постоянно пишут жалобы, ­ устало ответила Лариса Морева. ­ Мы уже два года прорабатываем этот вопрос. Здание школы, где жители просят открыть медпункт, ветхое и аварийное, заходить туда небезопасно. Оно списано районной администрацией, но жители не дают его ликвидировать. Какой выход? Можно выкупить самим землю ­ и делайте, что хотите, но медицинский кабинет там открыть не разрешат. В деревне пустует здание детсада, оно не принадлежит администрации, хозяев вряд ли найдешь. Можно восстановить его, никто препятствовать не будет.

Как нам удалось выяснить позже, в этом здании живет один из сельчан, оставшийся без крова.

Что касается ветхого водопровода, Лариса Ивановна подтвердила, что действительно сельчанам предлагали частично заменить трубы. А колонки в деревне работают, только одна замерзает.

Удивилась глава сельской администрации, что автобус в морозные дни не ходил в деревню.

­ Жители не жаловались, ­ сказала она. ­ Ну а дороги в других населенных пунктах еще хуже ­ асфальта в деревнях нигде нет.

Можно согласиться с главой сельской администрации, что во многих деревнях живут еще хуже ­ вообще без воды и дорог. Только жителей Рыбина такая логика вряд ли устроит. Люди хотят жить лучше ­ не каменный же век на дворе.

­ Красный уголок и медкабинет ­ не так много просим, ­ говорят сельчане.

Одна надежда у жителей деревни ­ на Бога. Потому и решили восстановить полуразрушенный храм Покрова Богородицы, ищут спонсоров. Верят, что проблем с Божьей помощью поубавится.

­ Глава района ни разу не приехал на встречу с нами, чтобы разобраться на месте, ­ говорит Юрий Калистратов. ­ Сто человек ­ тоже люди…

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.

Павловский район.{jcomments on}