ПОЛОЖЕНИЕ УЖЕ — ЧТО НЕ РАЙ В ШАЛАШЕ
Женщина 20 лет не имеет крова над головой, единственным убежищем для неё стала жалкая лачуга
В последнее время Павловский район не раз упоминался по федеральному каналу. Причём в скандальных историях. Вот и несколько дней назад героиней программы «Мужское / Женское» на Первом канале стала 54-летняя Софья Каткова из Ворсмы, которая превратилась в бомжиху.
Семья — по боку
Когда-то у неё была вполне благополучная семья — муж и двое сыновей. Жили в Богородске — хоть и в тесной коммунальной квартире, но никто не жаловался. Была работа на кожевенном заводе, дети ходили в садик и радовались жизни. Только детские годы и остались в их памяти счастливыми. Потом родители стали всё чаще прикладываться к спиртному, в доме допоздна засиживались нетрезвые друзья, которых приводила хозяйка. Нередко от них в пьяных разборках доставалось главе семейства, который приходил усталый со стройки, где работал каменщиком. Однажды ночью собутыльники, жестоко избив хозяина, выбросили его с балкона 10-го этажа. Пьяная жена в это время мертвецки спала в другой комнате. Взрослые сыновья до сих пор не могут простить этого матери — они очень тепло вспоминают работящего отца. Старший Алексей хотел взять его к себе, когда строил собственный дом — мечтал, что родители образумятся и поселятся в пристрое, который они могли бы возвести вместе. Не успел — отец не выжил. По словам сыновей, он очень любил жену. — До сих пор его не хватает, — признался младший Дмитрий. — Мы выросли в детдоме, отца с матерью лишили родительских прав, но он не так сильно пил, много работал. Тогда было обидно — хотелось, чтобы была семья. Зато позднее, когда повзрослели, поняли, что так было даже лучше для нас — кто знает, как сложилась бы наша судьба, останься мы с родителями — возможно, тоже стали бы пить или увлеклись наркотиками. Кстати, сама Софья воспитывалась в интернате и считает, что в этом нет ничего страшного. Создав собственную семью, стала больше времени уделять друзьям — весёлая жизнь пришлась по душе. Позднее попалась на мелкой краже, сначала её приговорили к условному сроку, но она нарушила режим и угодила на два с половиной года в места не столь отдаленные. Ну а потом почти 20 лет скиталась по улицам, ночуя, где приютят, и подрабатывая, где придётся. Поддерживали «товарищи», с которыми вместе распивали спиртное.
От одиночества спасает кукла
Она выглядит намного старше своих лет, хотя и пытается по старой привычке принарядиться. Одежду приносят сердобольные соседи, как и еду. В последнее время Софья живет в шалаше, расположенном недалеко от храма. Его построила местная жительница Любовь Пономарева. Они познакомились около церкви, где бездомная просила милостыню. Спустя несколько дней новая знакомая решила отнести ей теплую одежду в сарай, где та нашла временное убежище. Открыв дверь, Любовь увидела погибающую от холода женщину, которая едва дышала. Так Софья Каткова оказалась в больнице с двусторонней пневмонией, где она находилась всю зиму. Спасительница и соорудила для неё постройку из старого хлама, в которой она обитает почти два года. — Живу хуже, чем собаки, просто выживаю, — признается Софья. — Никому не нужна. Мама умерла, не успев прописать меня — у неё было жилье в доме барачного типа, получила его от завода, где работала. Я жила, где подрабатывала, — в основном на стройке, люди подкармливали. Рядом с шалашом старое кресло и большой зонт от палящих лучей солнца. Напротив видавший виды диван. В холодную пору печкой служит бочка, где женщина разжигает дрова и готовит нехитрый обед. Автомобильную шину она приспособила вместо стола. За шалашом соорудила подобие туалета. От одиночества Софью спасает кукла, с которой она засыпает — так объясняет сама. — Хотелось бы внуков понянчить, — со слезами говорит она. Правда, женщина не помнит, сколько их у неё. Пытается безуспешно сосчитать, растерянно называя цифру 8. И ошибается — внуков у неё пятеро. Только бабушка их давно не видела, да и с сыновьями последний раз встречалась три года назад. Оба они живут в Богородске, у обоих крепкие семьи. И оба не знали, что родная мать обитает в шалаше. Раньше сыновья пытались полечить её от алкоголизма, определив в Дзержинский центр реабилитации, но она оттуда сбежала, пояснив, что ей там не нравится. Нетрудно догадаться, что мать сразу вернулась к прежнему образу жизни — с алкоголем и развеселыми друзьями. — Я и сама могу бросить пить, — уверяет женщина. — Вообще, немного выпиваю, но почти каждый день. Угощают друзья. Изредка она помогает соседке-пенсионерке по хозяйству, собирает металлом, в выходные просит милостыню, а деньги, по её словам, раздает за долги — продукты берёт в долг. — Хочется нормальной жизни, — признается Софья. — Лишь бы жильё было, а работы я не боюсь.
Шанс есть всегда
Многие жители Ворсмы осуждают её, считая, что только из-за пристрастия к спиртному она превратилась в бомжиху и потеряла детей. — Сыновья у неё действительно хорошие, — говорит Ирина Суменкова. — Столько им пришлось натерпеться в детстве из-за такой матери. Шалаш — головная боль для работников пожарной охраны. Сюда им приходилось выезжать не раз. После последнего пожара сама хозяйка чудом выжила. Не может не беспокоить такая ситуация и местных чиновников. — Постоянно контролируем, чтобы не произошёл несчастный случай, — говорит заместитель главы администрации города Владимир Захаров. — Прежде здесь находился фургон, где жила Софья Каткова. Отапливался он печкой, однажды за полторы недели случилось два возгорания. Рядом с её шалашом два года назад сгорел дом, где были жертвы. Она тоже участвовала в посиделках. У неё постоянно собираются компании, в том числе и молодежь, что не может нас не волновать. Несколько дней назад я приезжал туда с начальником пожарной части, разговаривали с ней, но у неё один ответ: «Всё хорошо». А сколько мусора мы вывезли за счет городского бюджета, здесь была страшная антисанитария, старались привлечь к наведению порядка всех ее друзей. По информации администрации города, власть не имеет права поставить Софью Каткову в очередь на предоставление какого-либо жилья — она не прописана в Ворсме. Зато у всех её друзей-собутыльников есть где жить, но большую часть времени они проводят у гостеприимной хозяйки. — Почему бы им не прописать её у себя? — продолжает Владимир Юрьевич. — Есть ещё и сыновья. Глава города предлагал ей устроиться на работу сторожем, она не хочет. Рядом монастырь, где тоже нужны рабочие руки, но она туда не идет. И главное — не хочет расстаться с алкоголем. Даже находясь в больнице, нарушала режим. Какой выход? Думаю, в изоляции и лечении, но нужно её согласие. Конечно, сломать шалаш — не выход, да и жалко человека. Пока этот вопрос открытый, мы будем его решать до наступления холодов. Действительно, по-человечески жалко женщину. Мы не вправе её осуждать. Однако каждый из нас выбирает свой путь. И всегда есть шанс свернуть на верную дорогу.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото с экрана телевизора.
Павловский район.
#газета #землянижегородская #павлово #ситуация #судьба #человек #ворсма #женщина