И В ПАРИЖЕ НЕ НАЙТИ

И в Париже не найти

Возродить Всероссийский конкурс по лозоплетению намерены в Варежской школе, где много лет обучают ребят народному промыслу.

Как зарево, пылает краснотал

Несколько лет назад на дорожном указателе при въезде в село Вареж Павловского района долгое время красовалась надпись «Париж»: кто-то из юных шутников исправил две буквы в названии населенного пункта. Взрослые к детской шалости отнеслись снисходительно — зато ребятня знает историю родного края. Российское село, расположенное на живописном берегу Оки, действительно имеет отношение к столице Франции. Когда-то поселившийся в Вареже пленный француз научил жителей танцевать лансье. Заморский танец прижился, и теперь местные бабушки с удовольствием зажигают на сельских праздниках. Правда, под русскую гармонь.

Потом на указателях появились надписи на английском. И это тоже не случайно — в Вареж зачастили гости из Великобритании, по достоинству оценив местных танцоров и знаменитую уху преподавателя технологии сельской школы Владимира Плакидина. Конечно, приезжали они в российскую глубинку не только ради отдыха, а в первую очередь перенимать опыт по лозоплетению, чем и прославилось село.

В 1990-е годы, когда в нашей стране начали развиваться народные промыслы, именно школа в Вареже стала российским центром лозоплетения. И поныне, несмотря на многие трудности, здесь учат ребят древнейшему народному промыслу.

Мы стоим с Владимиром Плакидиным в конце сельской улицы на крутом берегу реки, откуда открывается захватывающая дух панорама. На противоположной стороне на фоне желтеющей листвы особенно выделяется красноватый кустарник, разросшийся целой полосой вдоль песчаного берега. Вот он, знаменитый краснотал, про который даже в песне поется, что он пылает, как зарево и марево и из которого и плетут красивые изделия. Собирать его лучше всего осенью и зимой, когда нет сокодвижения, а прут зрелый и без листьев.

В России произрастает около ста видов ивы, но лишь 12 пригодны для лозоплетения. И восемь из них растут на побережье Оки. Настоящий ивовый рай — кажется, рукой подать. Бери и плети! Ан, нет — не так всё просто.

— Много было желающих научиться лозоплетению, но заготовить лозу не всем по силам, — поясняет Владимир Ильич. — Это трудоемкий процесс — резать прут, кипятить, очистить. Вроде бесплатный материал, но каким трудом всё достается.

Главное препятствие — река. Когда-то сельская школа приобрела лодки, на которых ребята вместе со своим учителем переправлялись на другой берег за ивовыми прутьями. На целый день, чаще всего в субботу. А зимой шли через реку по крепкому льду. Но в последнее время ужесточились требования к переправе через реку, к тому же пассажирам необходимы спасательные жилеты, а у школы нет возможности приобрести их. Так что Владимир Ильич ездит за красноталом вдвоем с женой, тоже педагогом дополнительного образования. Собственно, Софья Николаевна всё и начала.

Софья Плакидина работает на Павловском заводе сувениров, в новом цехе лозоплетения. С материалом не было проблем. Вместе с мужем заготавливали прут, он помогал ей чистить и кипятить. Она плела дома хлебницы, корзиночки и сухарницы. А муж учился у нее.

В ту пору Владимир Ильич работал еще в ремонтно-строительном управлении, исполнял обязанности главного инженера — по профессии он инженер-строитель. Позднее его пригласили в Варежскую школу учителем трудового обучения. Он не долго раздумывал: ему всегда нравилось заниматься с детьми, по его инициативе построили спортивную площадку, где подростки гоняли в футбол. К тому же в роду Плакидиных были педагоги.

— У меня стремление к преподавательской деятельности в генах, — улыбается Владимир Плакидин.

Правда, при виде нового рабочего места он испытал легкий шок. Мастерские в подвале были в ужасном состоянии: без полов, со стен и потолков сыпалась известка, не вдохновляли старые слесарные и деревообрабатывающие станки для занятий. Но ему было не привыкать строить. Вместе со старшеклассниками сразу взялись за дело — сделали пол из древесной плиты, покрыли линолеумом, обшили стены, отремонтировали потолки. Шефы, Павловский механический завод и Тумботинский по производству ножниц, снабжали не только строительными материалами, но и рабочими инструментами для уроков труда — ни в дереве, ни в металле школа не знала нужды.

Йорк подсказал

А потом грянул кризис. Шефы отказались от своих подопечных, инструментов и материалов для труда не стало. Как работать? Впору было закрывать мастерские.

Как-то в выходной отправился Владимир Плакидин на рыбалку. Закинул удочку и увидел, что на противоположном берегу кто-то собирает краснотал. Вдруг осенило — вот чем можно заняться на уроках труда! Тем более, жена стала мастерицей лозоплетения.

Софья Николаевна поддержала мужа. А когда ее пригласили на работу в Варежскую школу преподавать ИЗО, супруги Плакидины разработали авторскую программу «Технология с элементами лозоплетения». Кстати, многие специалисты считали, что это самая яркая, самобытная программа, помогающая подготовить ребят к жизни в рыночных условиях.

Вскоре варежские ученики стали возить на Нижегородскую сельскохозяйственную ярмарку не только овощи и фрукты, которые вырастили на пришкольном участке, но и изделия из лозы, изготовленные на уроках технологии — хлебницы, корзины, подносы для посуды. Они расходились на ура. Ребята зарабатывали деньги, что стало подспорьем для семей в нелегкое время. Так что именно школа помогла пережить многим варежцам кризис.

Из разных регионов, вплоть до Сибири, приезжали в Вареж за опытом, десять дней здесь учились ремеслу школьники из Англии, приехавшие вместе с профессором Йоркского университета Джеймсом Питтом, автором программы по технологии.

А вскоре сам Владимир Плакидин в составе нижегородской делегации побывал в английском Йорке. И был поражен, как оснащена школа.

— Пришли мы на урок кулинарии, — рассказывает он. — На каждой парте — компьютер, у стены — холодильники с продуктами. Очень впечатлило современное оборудование школы. После этой поездки я решил — надо перестраиваться.

Дома ждала радостная новость — пришло извещение на получение школой гранта в 70 миллионов рублей, который выделил Газпром. В первую очередь решили оборудовать компьютерный класс. Единственный тогда в Павловском районе.

Владимир Плакидин одним из первых в районе получил высшую категорию, постепенно стал учить лозоплетению будущих преподавателей трудового обучения — студентов Нижегородского педуниверситета, вместе с женой проводили семинары в педагогических институтах Москвы и Брянска. Позднее он создал учебник для будущих преподавателей. Варежская школа подготовила более 20 учителей по лозоплетению, которые работают в учебных заведениях не только Нижегородской, но и других областей.

В 1997 году сельская школа организовала конкурс «Лоза», на котором собрались юные мастера из соседних районов. Затем он проводился три года подряд уже в статусе областного, а в четвертый раз стал Всесоюзным.

Владимиру Плакидину помогали друзья и спонсоры. Многочисленных гостей надо было не только встретить на автобусе, но и накормить, и разместить.

О пристрое он задумывался давно и пытался добиться строительства. Губернатор Скляров выделил на смету 100 тысяч рублей.

— Но точку в этой истории поставил Владимир Путин, — рассказывает Владимир Ильич. — Как раз перед началом Всероссийского конкурса нам вручили подарки от Путина, который в тот день находился с визитом в Нижнем Новгороде. Вскоре поступило 13 миллионов из федерального бюджета.

Пристрой, где появились современные мастерские для занятий лозоплетением, сделали за короткий срок. В этом же году Владимир Плакидин защитил кандидатскую диссертацию.

Плетеная кошка села у окошка

Педагог с удовольствием показывает помещения — это его гордость. В комнате для пропарки прута на полу охапка еще неочищенных веток ивы.

— Как вы думаете, сколько метров требуется на одно панно? — спрашивает он.

— Ну, метров двадцать, — называю, как мне кажется, максимальную цифру.

И сильно ошибаюсь. Оказывается, в два раза больше.

— В один год мы даже израсходовали 40 километров прута, — продолжает Владимир Ильич. — Надо море материала.

У стены проварочная камера из нержавеющего металла, где кипятят лозу. Обращаю внимание, как много в комнате лимонов — причем большие деревца, которые плодоносят.

— Пар и лимоны совместимы, — поясняет Владимир Ильич. — У нас всё предусмотрено, вот здесь вытяжка.

В следующем кабинете проходят занятия по технологии. Здесь выставлены лучшие работы ребят — призеров районных, областных и всероссийских конкурсов по лозоплетению. Настоящий музей. На стенде много фотографий, в центре благодарственное письмо от президента страны с его подписью.

В мастерской по соседству тоже на окне лимон. Только из лозы, но похож на настоящий. Это работа бывшей ученицы Анастасии Елкиной, которая сейчас сама преподает технологию в Павлове.

В этой школе все дети умеют плести. Причем многие проявляют инициативу — на окне шторки из лозы, рядом плетенные новогодние игрушки.

— Те, кому интересно заниматься, выходят из рамок школьной программы, и мы этому только рады, — улыбается Владимир Плакидин. — Работая, они общаются и соревнуются, а не замыкаются в себе, как некоторые дети, занятые гаджетами.

Каких изделий здесь только нет — пушка, мельница, газетница, огромная бабочка, изящные вазы и панно.

— Я недавно сплела кошку, — сообщает пятиклассница Аня Юхнева.

— А у нас дома моя корзинка для шампанского, — подхватывает Максим Шилкин.

Ребята признаются, что это кропотливый труд и не всегда им хватает терпения, но уроки лозоплетения любят все.

— Сложнее всего плести основание, — поясняет Даша Кахарова.

— Бывает, когда плету донышко, даже раздражаюсь, — признается Диана Тарабарина. — Зато дальше уже интересно.

В последние годы в Варежской школе меньше уделяется времени лозоплетению, чем прежде — внеклассные часы посвящены подготовке учеников к ЕГЭ. И на ярмарки больше не ездят ученики, зато им разрешают брать свои изделия домой, чему ребята несказанно рады — приятно дарить подарки, сделанные своими руками.

Сократили количество часов и кружки. А если сломается, не дай Бог, школьный автобус, то и занятий не будет.

— Наш автобус наматывает в день по 110 километров, чтобы собрать-развезти детей из восьми деревень, — говорит директор Варежской школы Сергей Шутов. — Так что мы не можем позволить, чтобы кружки долго работали, успеть бы провести занятия.

Но Владимир Ильич решил возродить Всероссийский конкурс по народным промыслам. И не столь важно, где он будет проводиться — в Вареже, Павлове или Нижнем, главное — вернуть традицию и научить всех желающих мастерству лозоплетения.

А еще он уверен, что ребятам, освоившим его, никакой кризис не страшен, они не пропадут в жизни — у них уже есть профессия. И пусть Вареж — не Париж. А таких умельцев во Франции еще поискать!

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото автора.

Павловский район.

На снимке: Владимир Плакидин: «Это умение ребятам всегда пригодится».

 

#газета #землянижегородская #павлово #промысел #традиции #лозоплетение