СВОБОДНЫЙ ТРУД НЕ ОТМЕНЯЕТСЯ

Если Наташа открывает холодильник и не находит там мяса, ее охватывает паника. Конечно, мерилом благосостояния не могут служить гора пельменей в морозилке или запасы соленого сала, но всё же, всё же…

— Когда мы с Мишей поженились, сказала себе: хочу жить хорошо, и решила, что все силы положу для этого, — Наталья Перевалова рубит рукой воздух, словно подводит уверенную черту.

Мне кажется, что и сама хозяйка именно такая — основательная, готовая держать удары жизни, твердо стоящая на ногах.

А она уверяет:

— Я трусливая. Вот Миша бесстрашный. Надумал — сделал. Он затейник. Раз привез в феврале, в мороз, поросят и сказал, что заколем попозже. Ну я и не противилась. Отогревали их бутылками с горячей водой. А потом оказалось, что на племя привез, что разводить свиней задумал. А я что? Куда деваться? Во всём его поддерживаю.

Выходим за дом, который, кстати, стоит на улице Труда. В загоне черные красавцы — вислобрюхие вьетнамцы. Хо-ро-шень-кие, так бы и потискала, словно котят, но где там: вон какие упитанные. А вот молоденькая козочка, она живет рядом с баранами, сама к ногам льнет. Ее, малюсенькую и больную, отдал знакомый, дескать, вы люди жалостливые — выходите.

Они и выходили: такая игрунья стала. В основном это Женечкина забава. Как и утки, спешащие нам навстречу. Они, да еще куры — зона ответственности второклассницы Жени. У третьекурсника агропромышленного техникума Данилы другие заботы. Ему утром надо накормить весь богатый двор. Ну и, конечно, почистить. Нет, не родители заставляют. Это осознанный выбор молодого здорового парня: не на диване лежать или бесконечно и бессмысленно тыкать в кнопки компьютера, а выполнять нормальную мужскую работу. Не матери же тягать тяжелые ведра. Хотя и мать, и отец, похоже, семижильные.

Идем дальше, за огород. В поле, очерченном электропастухом, щиплют траву рогатые. Коров семья держит давно. С телятами доходило до пяти голов. Можно и сейчас столько же держать и даже гораздо больше. Есть у Переваловых такое желание. Но земли побольше бы надо и двор маловат. Предлагали им грант оформить на 3 миллиона, но посчитали супруги, посмотрели, какие документы оформлять надо, сколько их, и отказались. К тому же у них идея — через всё самим пройти, всё прочувствовать. Да, бывают расстройства, непредвиденные обстоятельства, даже паника. Но это, считают, закаляет. Вот скопили денег на мечту — расширение хозяйства: выкупают соседний дом с участком. Здесь Михаил всё перестроит под мини-ферму. А в том, что он это сумеет сделать, сомневаться не приходится. Баню вон какую сам отгрохал: кто не знает, думает, что это летний дом.

— Муж у меня плохо не любит делать, — хвалит супруга Наталья. — А делать он умеет всё. Посмотрите, сколько техники — и со всем управляется.

Да, рядом с домом чего только нет: трактор, самосвал, мотоблок, две «ГАЗели», легковушка — ее Михаил жене на 8 Марта подарил. Есть пресс-подборщик, плуг, косилка, окучник. Данила сдал недавно на права, скоро исполнится 18 лет, получит документ и будет помогать.

— Трудно так жить — вкалывать с утра до ночи, выгадывать копейки на покупку механизмов, переживать за живность?- спрашиваю супругов. Я еще не упомянула, что каждый из них работает, что принято называть, на работе: Наталья — соцработник, Михаил — водителем на машине.

— Мы не задумываемся, трудно или нет. Просто живем, — отвечает Наташа. — Когда стали семьей и перешли в дом свёкра, перед нами был пример родителей Елены Финагеновны и Евгения Михайловича. Они всегда держали коров, кроликов, свиней. Сейчас у них и пасека есть. Мои родители Полина Николаевна и Николай Павлович тоже без дела не сидели, всегда хозяйство держали. Наверное, это у нас в генах — жить самостоятельно, работать, не сидеть ни у кого на шее. Хочу, чтоб и детям этот завет передался.

— Михаил жалеет, что большинство мужиков ездят на вахты. А могли бы свою землю поднимать. Это ж и семьям хорошо, и детям пример, и округе польза.

И тут мы вспоминаем, что когда-то, собственно и не так давно, жил-не тужил в Бердниках колхоз «Свободный труд». И фермы были, и поля ухоженные. Люди занимались благородным делом, дети росли, всё шло своим чередом. Такая красивая жизнь. Любо-дорого.

— Мне тут недавно одна односельчанка говорит: «Взялась бы ты, Наталья, за восстановление колхоза». А я подумала, и правда, может, неплохо было бы, — говорит хозяйка.

И мы принимаемся рассуждать, возможно ли вернуть «Свободный труд». Оказывается, люди есть, земли есть. Если с немногого потихоньку начать, то и особо больших вложений не надо. А развиваться можно.

— У нас и молодежь есть, — вступает в разговор Данила. — Сейчас окончим техникум, где работать? У нас хозяйство свое, мои руки нужны. А другим ребятам уезжать, что ли?

Действительно, есть над чем задуматься.

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Тонкинский район.

P.S. На празднике, посвященном юбилею Тонкина, редакция нашей газеты вручила Наталье и Михаилу Приваловым диплом «Герои «Земли нижегородской».