ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Обитатели аварийного дома устали от неопределённости

Сотни семей, которые до недавнего времени ютились в стареньких и рушащихся домах без удобств, переехали в уютные квартиры в новостройках благодаря программе переселения жителей ветхого и аварийного фонда. Но среди этих счастливцев нет почти трех десятков семей, проживающих в старом многоквартирном доме села Умай. Много лет назад, заселившись в новенькую трёхэтажку, они были вполне счастливы. О том, что дома «двадцать пятой серии» очень недолговечны и конструктивно неудачны, они даже не знали.
Давайте отрежем балконы!
С годами хлипкость конструкции дала о себе знать. Дом начал буквально рассыпаться. По стенам пошли трещины, плиты перекрытий, будто начав ссору, стремились разойтись подальше друг от друга.
В квартире Валентины Ивановой каждую ночь слышны звуки разрушающихся конструкций. Женщина с ужасом смотрит на всё новые и новые трещины, ползущие по стенам.
Проблема эта преследует жильцов еще с середины 1990-х годов. Однако оценочные комиссии не спешили признать дом непригодным для жилья. Выдавались рекомендации о необходимости капремонта. Был даже проект демонтажа балконов для «обеспечения безопасности дома». Объясняем: смысл решения в том, чтобы разрушающиеся балконы не потянули за собой основные конструкции.
Жильцы видели в этом простое затягивание решения вопроса и требовали расселения в нормальные квартиры.
Лишь в 2010 году жилинспекция дала заключение о непригодности дома к проживанию в нём людей. Но прошло ещё пять лет, прежде чем дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Только и это мало помогло жильцам. Он до сих пор не расселен, хотя его обитателям был обещан переезд в новые квартиры еще до конца прошлого года.

Под дождём, но без воды

Эта зима выдалась для жильцов аварийной хрущёвки особенно страшной. В квартирах перестали работать коммуникации. Воды на верхних этажах просто нет. Да и на нижних она плохо течет. В этом убедились представители Общероссийского народного фронта, приехавшие на встречу с квартиросъемщиками.
— Умыться нечем, детей помыть невозможно. А ведь по квитанциям мы платим за всё! В ДУК обращаемся по поводу воды, а нас обвиняют в том, что не платит за квартиры половина дома, — срывались на крик уставшие от коммунальных мучений жильцы.
Представительница управляющей компании и глава сельской администрации оправдывались, что конкретных жалоб к ним не поступало. По поручению совета дома Мария Курылева в присутствии активистов народно фронта написала заявление в ООО УК «Жилсервис» с просьбой выяснить причину плохого давления воды.
Нина Абдуллина живет на третьем этаже. Воды в ее квартире чаще всего нет вообще. Иногда она начинает капать или течет тонкой струйкой. Тогда уж не зевай — запасай в тазики и вёдра. Бачок наполняется за несколько часов. А потом приходится делать выбор, куда потратить с трудом собранную воду.
— Жизнь без воды — самая главная наша проблема, — жалуется Нина Валентиновна. — Нам говорят, что надо потерпеть, но время идет, а проблем не убывает. По квитанциям заплачено, только не понятно — за что…
Зато у соседки Галины Васютиной воды в достатке круглый год. Даже зимой звенит капель. Порой она превращается в ручьи, текущие по стенам. Поэтому мебель давно сдвинута к середине комнат. У стен стоят ведра и кастрюли для сбора влаги.
— У нас по всей избе в каждой комнате течет, — Галина Геннадьевна не оговаривается, называя жилище избой, оно выглядит совсем не как квартира. — Когда нормально жили, уже и не вспомним. Сколько заявлений написали на ремонт крыши, но ничего не сделано. Теперь уже и не обещают: «Вам, мол, всё равно скоро переезжать». Только до переезда еще надо дожить.

Печка над озером

У жителей первых этажей бед ничуть не меньше. В квартире Лидии Пичугиной батареи холодные. Пожилая женщина спину застудила и давно болеет. Решила сложить печку, теперь отапливает квартиру дровами.
— Живем с дедом только в той комнате, где печь, — рассказывает Лидия Степановна. — Но на дрова приходится тратиться. За 7 кубометров пришлось 10 тысяч заплатить, с пенсии-то. А до этого кирпич покупали, печнику платили…
При этом всё равно приходится платить за коммуналку 6 тысяч в месяц.
В молодости Пичугина работала дояркой, награды и премии получала. Сорок лет ферме отдала. Никогда не думала, что окажется брошенной на произвол судьбы.
Управляющая компания на аварийное жилье, похоже, просто махнула рукой. Обслуживания жильцы практически не видят. Почти год назад в подвале сорвало канализационную трубу. Под домом растекается озеро нечистот. Все стоки копятся в подвале.
— Но ДУК и тут ничего не сделал, озеро продолжает разрушать дом, — возмущается эксперт народного фронта Василий Михеев. — За несколько месяцев не нашли средств и времени, чтоб поставить на место трубу и закрепить копеечным хомутом. Решение вопроса элементарно, нужно только желание и понимание, что так люди жить не должны…
Управляющая компания ссылается на то, что из 23 квартир нормально платят только восемь, хотя жильцы утверждают иное. Но даже если реальная ежемесячная собираемость «коммуналки» не 20 тысяч, а всего 5, найти деньги на хомут было вполне возможно.
— Главная беда, что власти на местах не слышат народ и не пытаются вести диалог, — подчеркнул в беседе с представителями муниципалитета Василий Михеев. — Сельсовет не выстроил диалог с населением. А ведь первое, что нужно сделать — это собрать народ и хотя бы дать разъяснения, по каким причинам откладывается переезд.

Исчезли солнечные дни

Люди тоже обвиняют главу Новомирской сельской администрации Николая Гусева в том, что ничего им не сообщает. Между тем еще 25 декабря прошлого года было принято решение продлить срок расселения аварийного дома до 1 декабря 2018 года. Жильцов об этом никто не уведомил.
— Стройка нового дома ведется, — оповестил собравшихся глава. — То, что работы затормозились, зависит не от меня. Средств в сельсовете не хватает даже на мелкие нужды, не то что на строительство дома. Надеюсь, область включит нас в какую-то программу, чтобы провести, наконец, расселение…
И ведь новый дом для людей уже возведен. Причем выяснилось, что переезд мог состояться почти полгода назад. Почему же этого не случилось?
Прораб Владимир Панкратов курирует новостройку с 25 апреля 2017 года. В тот день строители начали разрабатывать котлован. Поставили три монолитных пояса, а через месяц стройку остановили. Причина в отсутствии денег.
Июнь-август оказались потеряны. Возобновить работы удалось лишь в начале сентября. Пошел второй этап — поэтажное строительство. Завершили его в декабре. Параллельно вели отделку — у строителей другого выхода не было, ведь уже наступали холода.
— Мы потеряли несколько месяцев хороших погодных условий, — сетует прораб. — Вели работы поподъездно, старались не допустить влагу и холод в дом. Зимой подключали три тепловые пушки по 45 киловатт, которые съедали 200 тысяч в месяц за электричество. Но всё равно стяжка полов треснула. Периметр здания тогда не был полностью застеклен, от холодов и случился дефект…
К слову, выяснилось, что в декабре администрация района докладывала правительству области, что стройка идет быстрыми темпами.

Урок учтён?

Вопрос нехватки денег, о котором говорят местные власти, действительно не праздный. На строительство дома или приобретение жилья под расселение требуется 52 миллиона рублей. Весь бюджет развития Вадского района в этом году составляет 13 миллионов. Значит, требуется привлечь средства областного бюджета.
— До конца прошлого года действовала программа переселения из аварийного фонда по домам, признанным аварийными до 1 января 2012 года, – дает справку заместитель главы администрации района Дмитрий Романов. — А этот дом признали таковым в 2015 году По той программе, которая действовала до конца 2017 года, мы расселили два подобных дома и закончили ее на год раньше. Поэтому смогли индивидуально заняться и этим домом. Рассчитываем на вхождение в адресную инвестиционную программу в апреле…
Хорошо бы… Но активистам Народного фронта не понятно, почему с августа, когда было совещание с представителями областного правительства, органы местного самоуправления не подняли вопрос финансирования.
— Необходимых мероприятий органы МСУ не провели, — подводит итог Василий Михеев. — Чтобы получить финансирование, нужно подготовить документы, а их вовремя не подготовили…
Дмитрий Романов пообещал, что урок будет учтён. У жильцов опять забрезжила надежда.

Александр КУРИКОВ.
Вадский район.
#газета #землянижегородская #вад #умай #ситуация #авария #жильё #жкх