07.12.2017

Шаг вперёд

Зачем фермеру бинокль? Вроде не полководец. Но, как оказалось, оптический прибор — вещь в хозяйстве нужная. С его помощью глава КФХ Роман Щербань контролирует производственный процесс. Летом привлекал к работе в хозяйстве молодёжь. Ребята рубили деревца, что выросли за 10 лет на полях, пока их не обрабатывали. Оплата повременная — 100 рублей в час. На призыв откликнулись многие — не знали, что топором махать не так-то просто.- Смотрю в бинокль, лежат, — рассказывает Роман Щербань. — Звоню: «Отдохнули? Принимайтесь за дело!».Ребята вырубали только те кусты и деревья, что техника не берёт. Совместными усилиями в этом году ввели в оборот 700 гектаров.

Сено ­
артистам

Этой работой фермер занимается не первый год. Начинал с нескольких десятков гектаров пашни. Сейчас обрабатывает 2500 га. Многие земли пустовали по 10­15 лет. Когда­то их обрабатывало ОПХ «Россия» ­ располагалось в Малой Пице Дальнеконстантиновского района. Хозяйство, служившее опытной площадкой Российской академии сельхознаук, свернуло свою деятельность ещё в 2002 году.

Фермер выращивает зерновые и кормовые культуры. Часть урожая идёт на нужды своего хозяйства, остальное ­ на продажу. Сено, к примеру, возят в зоопарк и цирк в Нижнем Новгороде.

­ Размещаю объявление на сайтах в интернете, ­ рассказывает глава КФХ. ­ И клиенты находятся…

В этом году намолотили 1700 тонн зерна. Средняя урожайность 19,5 центнера с гектара, некоторые участки дали по 26 ц / га.

­ Провести сев в оптимальные сроки помешали дожди, ­ рассказывает Роман Щербань. ­ Заканчивали работы поздно, время ушло, поэтому не на каждом поле добились того результата, на который рассчитывали…

Вмешалась погода и в заготовку кормов. С первым укосом запоздали и потеряли примерно четверть урожая. Но небо смилостивилось, тучи расступились, и недостающие объёмы закрыли со второго укоса.

Техника
с границы

С Романом встречались полтора года назад. Тогда он поделился планами развития хозяйства. Говорил, что хотел бы взять кредит, потому что нужна ещё техника, необходимо реконструировать производственную базу. Сейчас планы воплощаются в жизнь.

Весной фермер отправился на границу с Украиной. По делу. В Ростовской области разорилось хозяйство, работоспособную технику реализовывали по бросовой цене. На распродаже Щербань купил два трактора К­700, культиваторы, другое прицепное оборудование. Агрегаты погрузили в «КамАЗ», а самоходные машины добирались самостоятельно.

­ Повезло, ­ считает фермер. ­ Если брать новый К­700, нужно миллионов восемь. Где их взять? Можно, конечно, оформить крупный кредит, только пока его не выплатишь, о развитии хозяйства можно забыть…

Это не первое выгодное приобретение. Не так давно добыл токарный станок. В одном из районов области обанкротилось предприятие, оборудование отдавали чуть не даром. Щербань не отказался.

­ Организовали небольшой цех, ­ показывает он. ­ Установили станок. Нашли человека, который умеет с ним управляться. Сергей Владимирович Кузнецов до выхода на пенсию на автобусе работал, в автопассажирском предприятии освоил оборудование. Теперь нам помогает. Благодаря его умению на запчастях к технике существенно экономим…

Цех расположен в помещении, которое в ОПХ «Россия» служило мельницей. Теперь переквалифицировалось.

Здесь же оборудовали склад запчастей. На стеллажах разложено всё необходимое. Фермер постепенно производственную базу бывшего опытного хозяйства приводит в порядок.

­ Отремонтировали сортировочный комплекс, ­ рассказывает глава КФХ. ­ Поддерживаем в нормальном состоянии складские помещения. Без этого никак. Особенно в этом году. Цена на зерно низкая, спроса на продукцию нет. Хранить урожай где­то надо. Отремонтированные склады нас просто спасли…

Комплекс вообще­то не только сортировочный, но и сушильный. Однако на то, чтобы привести в порядок вторую линию, средств в этом году не хватило. Как будет в следующем ­ время покажет.

­ Отремонтировали весовую, ­ продолжает экскурсию по хозяйству Роман Щербань. ­ Хотя правильнее будет сказать: построили заново. От прежней остались полуразрушенные стены. Теперь это помещение используем и как офис.

Ещё бы построить животноводческий двор, а то имеющийся находится в таком состоянии, что стыдно. Но встала на пути непреодолимая пока преграда. Земли, на которых хозяйствует фермер, находятся в федеральной собственности. Переоформить их никак не получается. А пока участок не будет в ведении КФХ, стройку затевать не имеет смысла.

­ Проект двора обсуждали с представителями министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области, ­ говорит Роман. ­ Обещали помочь нам войти в региональную программу по поддержке животноводства. Вот только как оформить землю в собственность КФХ?

Есть свои
чемпионы

Новый двор помог бы снять напряжение сразу в нескольких вопросах. Во­первых, тогда можно было бы подумать об увеличении поголовья КРС. Сейчас в хозяйстве 125 животных.

Во­вторых, в комфортных условиях бурёнки и продуктивностью наверняка порадовали бы. Хотя и сейчас надои на уровне. За 9 месяцев в КФХ получили от каждой коровы по 4618 килограммов молока ­ плюс 178 кг к уровню прошлого года. Это при том, что содержат в основном бурёнок швицкой породы. Глава хозяйства считает, что на результате сказались не только корма, но и грамотная селекционная работа. Животных не покупали, а вырастили в своём хозяйстве.

В­третьих, новый двор позволит сделать кадровую проблему менее острой. Например, одна из доярок повредила руку, замену еле нашли. При этом новая работница всё делает из­под палки.

­ Любое замечание воспринимает в штыки, ­ делится Роман Щербань. ­ Говорит, мол, не нравится, дои сам. И вообще найти животноводов очень сложно. Хотя в Малой Пице работать особенно негде, в хозяйство устраиваться не спешат.

Правда, есть в КФХ люди, на которых можно положиться. Например, два комбайнёра, которые в этом году стали чемпионами жатвы района, ­ Антон Колин и Дмитрий Ямщиков. Последнего застали за подготовкой техники к зимнему хранению. Хотя выражение образное, постольку «Беларус», на котором работает, на прикол встаёт редко. А как только выпадает снег, выезжает на расчистку дорог.

­ Машине четыре года, ­ рассказывает Дмитрий. ­ Выглядит как новая, правда? И не подводит практически. Просто следить за техникой надо, вот и весь секрет.

Этой нехитрой премудрости его научил отец. Он в сельском хозяйстве не один десяток лет проработал. Теперь вот сын по его стопам пошёл.

­ Скоро любой агрегат будет выглядеть так, будто всего пару часов назад с производственного конвейера сошёл, ­ включается в разговор Роман Щербань. ­ Оборудуем мойку для техники. Сможем наводить лоск и на комбайнах, и на тракторах…

Время
на увлечения

Сейчас работы в хозяйстве чуть убавилось, и у Дмитрия Ямщикова появилось больше времени на увлечения. А увлекается он спортом. Летом, к примеру, занимается футболом. Стараниями КФХ привели в порядок поле, засеяли газонной травой, установили ворота. Теперь есть где погонять мяч. Зимой Дмитрий становится хоккеистом. В Малой Пице своя команда. Уже не первый год в селе проходят турниры.

­ Было сенохранилище ­ стала хоккейная площадка, ­ рассказывает Роман Щербань. ­ Каток крытый, сделали борта, провели освещение, обеспечили музыкальное сопровождение. Ещё бы нужно покрасить ограждение, оборудовать раздевалку. А потом и о трибунах можно подумать.

Щербань для села делает многое. Только в этом году приобрёл фотоаппарат для местного Дома культуры, оказал финансовую помощь при строительстве спортивной площадки. Задумал глава администрации отремонтировать спортзал, фермер замысел поддержал.

­ Здесь живу я и моя семья, ­ рассуждает Роман. ­ Если есть возможность, почему бы не помочь?

Было бы неплохо, если бы и к фермерам относились так же. К примеру, в месяц хозяйство за электроэнергию перечисляет 60 тысяч рублей. И это при том, что здесь нет оборудования, потребляющего энергоресурсы в большом количестве.

­ Можно, конечно, установить печь и использовать дрова, ­ отвечает на наше предложение Роман Щербань. ­ Отказаться от обогревателя, работающего от электричества. И на ручную дойку перейти можно. Но живём всё же в XXI веке. Во всём мире внедряются цифровые технологии, на производство приходят роботы. Пора делать шаг вперёд, а нас словно вынуждают двигаться назад.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Дальнеконстантиновский район.