Флаг поднять!
Исполнилось 350 лет с момента закладки фрегата «Орёл». Он считается первым военным кораблем морского типа в России. Ему не суждено было прославиться в баталиях, но всё же выпало повлиять на историю страны.Строительство началось 14 ноября 1667 года на Оке у села Дединово близ Коломны. Вроде бы далековато от Нижнего Новгорода. Однако и нижегородцы оказались причастны к историческим событиям.Мы побывали в Дединове, изучили судьбу первенца военно‑морского флота и перипетии вокруг.
Прозвучало слово «перипетии». Конечно, мы употребили его в исконном смысле — неожиданные повороты судьбы. Если же острословы придадут другой подтекст, то и это будет правильно. Государев заказ на корабль оплачивался «пьяными деньгами» — с доходов от продажи горькой.Указ о постройке издал царь Алексей Михайлович — отец Петра Первого. В тот период Россия заключила торговый договор с Персией. Купеческие пути пролегали через Каспий, их надо было охранять. Отсюда и необходимость строительства фрегата.Почему стройку затеяли так далеко от Каспийского моря? Во-первых, село Дединово находится всего-то в сотне километров от Москвы, что обеспечивало пригляд из столицы за важным проектом. Во-вторых, у местных мастеров был опыт строительства судов для хождения по рекам.В Дединове есть краеведческий музей. Половина экспонатов посвящена событиям тех лет. Хранители музея Ирина и Сергей Кочетковы очень помогли нам в сборе материала.Об экспозиции, которую собрали супруги, знают даже за рубежом. Репродукция старинной голландской картины «Судоверфь» — подарок музею от Королевства Нидерландов. Такую же верфь голландцы возвели для постройки «Орла». Она тоже считается первой на Руси.Строился фрегат по голландской технологии. Два десятка корабелов из европейской страны колдовали над судном. Нашлось дело и окрестным плотникам, кузнецам, мастерам канатного дела, резчикам по дереву. Нижегородцы тоже приложили руку. Они, к примеру, шили паруса.Вообще, Нижнему Новгороду была уготована особая роль в выполнении, как сейчас сказали бы, гособоронзаказа. В наших краях предстояло дооснастить корабль — установить пушки, цепи, якоря, другие тяжелые приспособления. Если бы взгромоздили это всё на «Орёл» в Дединове, он мог бы сесть на окские мели при переходе на Каспий.Корабль спустили на воду весной 1668 года. В тот же год планировалось переправить его сюда, к Волге. Не вышло. Историки называют разные причины. Одни говорят, корабелы не успели завершить подготовку к переходу. Другие утверждают, что Ока тогда вдруг резко обмелела. А иные называют причиной пьянство начальства — не досуг ему было. Перипетии…Если бы «Орёл» попал в 1668 году в Нижний Новгород, судьба его могла быть другой. Но случилось то, что случилось.Лишь в мае 1669 года начался переход. Команда корабля была голландская. Он успешно достиг нашего города, где прошёл дооснастку. На борт поднялись 35 стрельцов-нижегородцев для охраны, судно продолжило путь к Астрахани. Три десятка тех молодцов можно считать первыми морскими пехотинцами.К слову, День морской пехоты отмечается в России 27 ноября.Лишь к зиме корабль прибыл в Астрахань. Однако выйти в Каспий так и не смог. В то время к городу подступили отряды Степана Разина. Они захватили корабль и посадили его на мель в одной из проток. Там «Орёл» закончил короткий век. Местные крестьяне разобрали судно на дрова и другие нужные в хозяйстве вещи.Приди фрегат в Нижний Новгород годом раньше — глядишь, успел бы отправиться в море.Лишь через четверть века, 30 октября 1696 года, боярская дума по указанию Петра I постановила: «Морским судам быть». Но государь не забыл об «Орле». Вот его слова: «Хотя намерение отеческое не получило конца своего (судно на Каспии было разграблено), однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское».Когда в 1996 году отмечалось 300-летие российского флота, старт торжествам был дан именно в селе Дединове. А в нынешнем году 29 июня в России впервые отметили ещё один государственный праздник — День кораблестроителя. Он приурочен к дате подписания царем Алексеем Михайловичем указа о строительстве первого российского морского судна.Ну, про морскую пехоту вы уже знаете.«Орёл» поучаствовал и в создании российской символики. Именно на нём был поднят триколор, который стал вскоре государственным флагом России.События той поры повлияли на развитие Нижегородчины. Наши мастера установили связи с корабелами из Дединова. Село в ту пору считалось центром речного судостроения в стране. Опыт дединовцев пригодился — впоследствии центр переместился в Нижний Новгород. И по сей день находится здесь.В этой публикации мы не раскрываем многих секретов, которые связаны с историей «Орла». Они касаются участия в эпопее нижегородцев. Следите за газетой — вас ждут интересные открытия.
Александр СИНИЦЫН,
Вячеслава ФЁДОРОВ, спецкоры «ЗН»