Posted in Благовест
21.09.2017

Главный герой — село

Есть хороший повод улучшить свои краеведческие познания, потому что в помощь любознательному читателю вышла книга «Андреевка-Метравыл. Из истории нижегородского татарского селения». Недавно состоялась презентация этого издания, на котором присутствовал автор — доктор исторических наук, профессор Нижегородского государственного лингвистического университета Ольга Сенюткина. Вышедшая книга — не первая работа Ольги Николаевны, рассказывающая об истории нижегородских татар.Местом проведения презентации была выбрана сельская мечеть, куда пришли многочисленные жители Андреевки. Особенно впечатлило большое количество детей, что говорит о важной роли семейных традиций у односельчан. Среди почетных гостей были также председатель духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз‑хазрат Закиров, первый заместитель главы администрации Сергачского муниципального района Сергей Вотяков, полномочный представитель муфтия шейха Равиля‑хазрата Гайнутдинова в ПФО Тимур Фахретдинов и другие.Так сложилось, что, в отличие от многих татарских поселений Нижегородчины, Андреевка не находила до сих пор отражения в литературных трудах. Вышедшая книга стала результатом общих усилий Ольги Сенюткиной, жителей села и лично главы Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области Мунир‑хазрат Беюсова, чьи родовые корни находятся в Андреевке. Сообща удалось создать емкий исторический портрет старинного поселения.По преданию, первые семьи, бежавшие из распадающейся Золотой Орды, поселились здесь в середине XV века, а может быть, и раньше. Поселенцы расчистили дремучие леса и освоили берега полноводной реки Уронги. По другой версии, заселение произошло во времена Ивана Грозного, то есть уже в XVI столетии, когда после его казанского похода многие татары, спасаясь от насильственного крещения, прятались в диких уголках Поволжья. Такая трактовка наиболее популярна и среди других татарских сёл и деревень Нижегородской области. Однако есть еще одна гипотеза — основателями села был русский Андрей и чуваш Митрий, что и дало два названия — Андреевка и Метравыл — используемые оба до сих пор. Между тем никаких исторических свидетельств об этнических столкновениях между поселенцами не сохранилось. Краеведы склонны предполагать, что на этой территории столетиями происходило мирное сосуществование народов.Книга «Андреевка-Метравыл. Из истории нижегородского татарского селения» еще до официальной презентации успела вызвать резонанс у специалистов и рядовых читателей.- Нижегородские татары могут гордиться тем, что на протяжении столетий они не просто сохранили свои язык и религию, но и способствовали распространению татаро‑мусульманской культуры далеко за пределы их исторической родины, — высказался старший научный сотрудник кафедры арабской филологии МГУ Дамир Мухетдинов. — Вместе с тем в татарской среде бережно относятся не только к своим корням, но и к малой родине, под которой многие наши соотечественники понимают родное село. Андреевка или Метравыл — одно из таких мест, ставшее родиной для тысяч наших земляков, расселившихся на огромных пространствах России и сопредельных стран.

Андрей СПЫЛИХИН.