Если ждать, то новых строк
Нередко слышишь термин «молодая поэзия» при разговоре о поколении 30-40-летних авторов. А ведь все великие поэты в большинстве своем стали великими, когда им было только чуть больше двадцати, к четвертому десятку многих из них уж и в живых-то не осталось. Однако времена изменились — ни мировых войн, ни глубоких потрясений, ни смертельных испытаний — жизнь поэта, как и любого другого человека, стала, к счастью, длиннее. Да и сама поэзия, скопив богатейшее наследие и значительно расширив свои художественные возможности, представляет сейчас весьма конкурентную сферу творчества. Мэтрами теперь считаются весьма и весьма зрелые литераторы. Иному и целого века не хватит, чтобы достичь вершин. Впрочем, новое поколение поэтов мало думает об иерархии и своем особом статусе. Как правило, это уже состоявшиеся в какой-либо области люди, для которых сочинение стихов является не основным, но тем не менее внутренне необходимым делом.
Денис Липатов — один из таких. Он родился в конце 1970‑х в Горьком. Окончил политех и работает в одном из нижегородских НИИ инженером‑химиком. Занятия точными науками стали, по словам самого Дениса, хорошей тренировкой ума, а вот за широту внутреннего мира уже давно отвечает литература. В нижегородской писательской среде его имя возникло в начале 2000‑х. Хорошим толчком для начинающего автора стало участие в форуме молодых писателей в Липках, который он неоднократно посещал с 2003 года. На этой уникальной площадке с юными поэтами и прозаиками, съехавшимися со всей России, делились своим профессиональным мастерством лучшие авторы страны, давая подопечным путевку в жизнь. Старт был дан. У нижегородца последовали выступления на фестивалях и публикации в литературных журналах. В шестидесятых про него бы наверняка сказали — «физик-лирик», хотя было бы точнее все-таки прибавить «химик».- Любая профессия накладывает свой отпечаток на ее обладателя, прежде всего в области словарного запаса, — говорит Денис. — Как-то, просмотрев свои стихи под этим углом, обнаружил, что в них нет-нет да и проскользнут какие-нибудь химические или технические словечки. Возможно, это каким-то образом обогащает поэтику, сообщает ей некоторое своеобразие.Своим главным творческим ориентиром Денис считает ни много ни мало — сам русский язык. Любовь к нему привило чтение книг. На их страницах начинающий автор находил достойных учителей. Учиться он продолжает и поныне, считая, что помимо классики нужно хорошо знать современную литературу, без чего невозможно идти в ногу с нынешним веком.Денис пишет не только стихи, но и прозу. Работает в основном с малыми формами — сочиняет рассказы. Вероятно, это по типу написания очень схоже с поэзией, где достаточно емкий текст способен вобрать в себя целый мир. Да и вообще, для него проза и стихи имеют гораздо больше общего, чем многим кажется со стороны.- Одно не исключает другое, ведь в русской литературе есть и стихи в прозе, а также вполне прозаические по форме произведения, которые авторы называли поэмами, — рассуждает Денис. — Есть такое мнение, что за прозу до тридцати лет приниматься не стоит, потому что здесь нужен большой жизненный опыт. Ведь что такого нового может сообщить двадцатилетний писатель уже испытанному судьбой читателю? Для прозы нужно созреть, как для спокойного и долгого разговора. Душевный же опыт, необходимый в поэзии, приходит гораздо раньше, поэтому у меня всё началось со стихов.В Нижнем Новгороде, по мнению Дениса Липатова, сложилась достаточно плодородная почва для серьезной литературы. В городе‑миллионнике давно сформировалось насыщенное культурное пространство, поддерживаемое театрами, галереями, музыкальными площадками, множеством библиотек и литературных сообществ. Здесь издается несколько альманахов, а с недавнего времени и свой журнал «Нижний Новгород», печатающий как знаковых российских авторов, так и нижегородских писателей. В прошлом году на нижегородской земле прошел первый фестиваль имени Горького. Подобные мероприятия помогают провинциальным сочинителям и читателям оказаться в самой гуще современного литературного процесса, имея возможность вживую пообщаться с лучшими русскоязычными мастерами.- Думаю, у местных литераторов есть все шансы быть услышанными, — считает Денис. — Существует такая восточная притча, согласно которой, ученик, спросив у учителя, долго ли ждать перемен, услышал в ответ, что если ждать, то долго.Что ж, в 2015 году Денис Липатов дождался выхода своего поэтического сборника «Другое лето», куда вошли лучшие стихи поэта. А сейчас полным ходом идет подготовка к появлению в печати книги его рассказов. Название пока остается секретом, но хочется надеяться, что он откроется уже совсем скоро, вопреки лукавой восточной мудрости. В отечественной периодике публикуются и новые стихи. Пожалуй, «молодая поэзия» — это, в первую очередь, та, от которой по-прежнему чего-то ждешь…
Андрей ДМИТРИЕВ.
Давай скитаться по земле,
По бездорожью и дорогам:
Пешком, верхом, на корабле
Воистину ходить под богом.
Воистину, куда глаза
Глядят: в туман и непогоду,
Куда укажет путь гроза
Стрелой огня по небосводу.
Земля давно поделена
На царства, княжества и ханства,
Но даже в эти времена
Давай воспитывать пространство.
Питать, как малое дитя,
Любовью заполнять пустоты,
Чтоб мне не потерять тебя
И не пропасть в его зевоты.
* * *
Болезнь равнодушной латынью
Не лучших сулит перемен:
Себя осознаешь с уныньем
Системой артерий и вен.
Не личностью с правом на выбор
Своей уникальной судьбы,
А пулей, под общий калибр,
Подогнанной для стрельбы.
Ведь, в общем, на взгляд эскулапа,
Не много ты чем отличим
От прочих, попавших в лапы,
Ну, разве, ещё излечим.
В сплетении дельт и излучин
В тебе протекающих рек,
Какой сантиметр не изучен,
К чему приложить оберег?
Не верь сухопарой латыни,
Крепящей всему ярлыки
Поверь лучше горькой полыни,
Поверь тишине у реки.
Надежд и отчаяний сумма
Всегда ли душа на виду
Последней сестрой Аввакума,
Затворницей в тайном скиту.