Posted in Экономика
08.12.2016

Там, где ГЭС шумит над речной волной

В последние недели уходящего года клуб парламентских журналистов при Законодательном Собрании Нижегородской области решил провести очередное выездное заседание. В этот раз на географической карте нашего региона представители ведущих областных СМИ выбрали Заволжье. Сравнительно молодой город, входящий в состав Городецкого района, он возник как рабочий поселок при Горьковской ГЭС. Удобное расположение Заволжья на стыке транспортных артерий дало импульс развитию производств, не только связанных непосредственно с энергетикой. Город, к примеру, не одно десятилетие известен как важное звено отечественного машиностроения. Насколько сильно сказались кризисные явления на индустриальном потенциале Заволжья? Это один из главных вопросов, который интересовал журналистов. Поездка состоялась при поддержке депутата ЗС НО Сергея Зуденкова, в зоне ответственности которого находится эта территория.

Прогулки
по парку. Индустриальному

Самым известным промышленным предприятием города является Заволжский моторный завод, выпускающий бензиновые и дизельные автомобильные двигатели. С 1958 года завод стал не только сборочным конвейером, обеспечивающим моторами автогиганты, но и опытной лабораторией по внедрению передовых идей. Например, здесь освоили двигатель с V-образным расположением цилиндров.

Безусловно, кризис 1990‑х годов и экономические катаклизмы следующего десятилетия больно ударили по предприятию. Средства массовой информации рассказывали о том, как непросто приходилось ему выживать. И вот журналисты вновь на территории ЗМЗ. С нами — глава местного самоуправления города Александр Пенский.

В 2008 году предприятие вошло в состав крупного российского холдинга, владеющего площадками сборки автомобилей, в том числе известного отечественного внедорожника УАЗ.

— В 1980‑е и 1990‑е основным нашим партнером был ГАЗ, сейчас наибольшую долю прибыли получаем от сотрудничества с Ульяновским и Павловским автозаводами, пришлось переориентироваться, — начал экскурсию по сборочному цеху директор Заволжского филиала ООО «УАЗ» Михаил Соловьев. — В настоящий момент у нас происходит формирование так называемых инвестиционных портфелей. Предприятие двигается по нескольким направлениям. Во-первых, разработка узлов для современных двигателей. Во-вторых, сторонние заказы на изготовление различных компонентов. Ну и важнейшая для нас задача – реинжиниринг, то есть модернизация с целью сокращения расходов и выхода на самый передовой уровень…

На сегодняшний момент производственные мощности линии сборки – 210 тысяч двигателей в год при работе в двухсменном режиме. Контроль качества выполнения наиболее ответственных операций по сборке двигателей – электронный. Помимо этого, все они подвергаются горячей технологической обкатке – иными словами, запускаются для выявления возможных неполадок. При выявлении дефектов приостанавливается отправка всей партии до устранения причин.

Завод освоил производство моторов, работающих на сжиженном и сжатом газе.

Стоит заметить, что заволжане не теряют связи и с Горьковским автозаводом. Планируется производить восьмицилиндровые двигатели для грузовых автомобилей «ГАЗон». Пять пробных моторов уже отправлены на автозавод для испытаний.

Заволжский моторный завод — не только мощная производственная линия, но и индустриальный парк. То есть территория для размещения новых производств, где создана вся необходимая инфраструктура. Своим резидентам завод предоставляет земельные участки, а также офисные и производственно-складские помещения. За счет открытия ряда таких предприятий удалось привлечь дополнительные средства.

— Выручка всех резидентов, действующих у нас, составляет сегодня около 14 миллиардов рублей при общей численности персонала 7000 человек, — познакомил с цифрами генеральный директор ПАО «ЗМЗ» Алексей Курбанаев. – Около 35 процентов прибыли завод получает именно с этого вида деятельности. Наша цель – сосредоточить собственное производство на компактной площадке, а высвободившиеся площади предоставить желающим.

От мебели до кровли

Следующий промышленный объект — мебельная фабрика «ЮТА». На рынке производитель находится с 1999 года, за это время линейка выпускаемой продукции достигла нескольких сотен наименований. При создании мебели используются различные породы дерева, в том числе береза, дуб, ясень. Вот только директор фабрики Александр Лебедев сетует, что хоть нижегородский край богат лесами, древесину у местных поставщиков на приемлемых условиях найти трудно, приходится закупать на стороне.

География поставок широка – от тихоокеанского побережья России до Белоруссии, на юге – вплоть до Казахстана. Однако конкуренция в данной отрасли жесткая, поэтому новые точки сбыта приходится по-настоящему завоевывать. Хотя с введением санкций и резким скачком курса валют некоторые иностранные конкуренты остались вне игры на российском рынке, и заволжане, конечно же, устремились в образовавшуюся нишу. Это тот случай, когда можно говорить о реальном импортозамещении.

Предприятие не ориентировано на широкую розницу, это не его профиль, как говорит Александр Лебедев. Мебель, изготовленная на фабрике, преимущественно премиум-класса, и покупатель такой продукции приходит не за одним стулом, а с целью подобрать целую экспозицию, исходя из дизайна жилища или офиса.

Еще одним открытием дня для журналистов стало посещение предприятия «Фройденберг Политекс», которое занимается производством и продажей полиэфирных нетканых материалов. Продукция этого бренда выпускается на семи производственных площадках по всему миру, а штаб-квартира находится в Италии.

Завод в Заволжье начал работу в 2006 году и к 2010‑му уже имел две линии – по производству полиэстерового кровельного полотна, более надежного и долговечного аналога рубероида, и геотекстильных материалов, используемых при строительстве транспортных магистралей. В 2012‑м была запущена третья линия, производящая нетканое полотно по технологии спанбонд.

— Смысл технологии в том, что из дробленых пластиковых бутылок вытягивается нить, из которой потом мы и получаем материал, — объяснил генеральный директор российского подразделения компании Андрей Дэко. – Сейчас за год перерабатываем больше пластиковых бутылок, чем весь Приволжский федеральный округ. К сожалению, большинство этого утиля просто не попадает на линии переработки, поэтому мы, как никто другой, заинтересованы в повышении уровня экологической грамотности населения и повсеместном внедрении системы раздельного сбора мусора.

Надежда на рост

Подведение итогов поездки состоялось в Заволжском бизнес-инкубаторе, что тоже не случайно. Объект является той площадкой, которая формирует бизнес-сообщество города. Резиденты муниципального бюджетного учреждения уже сейчас готовы предложить проекты в области промышленности, IT-технологий, строительства, образования и других сфер.

В Заволжье надеются, что в недалеком будущем экономический потенциал города существенно повысится за счет развития этих направлений.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Городецкий район.