Свой хлеб вкуснее, но труднее
Разведение КРС и свиней, выращивание кормов, производство хлеба и мясных продуктов — вот над чем работают в агрофирме «Ветлуга», учредитель которой администрация района. Есть и собственная торговая сеть. Автолавки вяли на себя социальную функцию — доставляют продукты в дальние населенные пункты, где давно закрыты магазины. Поставляет предприятие продукцию и в соцсферу.
Но конкуренты теснят на рынке. Мысли открыть магазины за пределами района пришлось забыть. Конечно, у крупных сетей дизайн торговых залов привлекательнее, ассортимент шире, цены ниже, есть программное обеспечение и компьютерное оборудование, наличия которого требует законодательство.
А уж о том, чтобы выйти со своей продукцией на чужие прилавки, и говорить нечего: входные бонусы, жесткие требования к упаковке, четко оговоренные объемы и еще ряд препон не дают прыгнуть так высоко, как хотелось бы.
Так что осуществить вековую мечту крестьянства под девизом «От поля до прилавка» нелегко.
Как же местным производителям выходить из ситуации? Несколько лет назад предприятие приносило больше миллиона рублей чистого дохода в год. И потенциал по-прежнему есть. За десять лет обновилась производственная и материальная база: заменено оборудование хлебопекарни, сделан ремонт в помещениях, приобретены новые автомобили.
Как считает руководитель предприятия Алексей Лекандрович Грибанов, который пришел в агрофирму без малого двадцать лет назад после окончания Нижегородской сельхозакадемии, с учетом нынешних реалий нужно переориентироваться. Если раньше основную прибыль приносила розничная торговля, а остальную долю давали оптовые поставки, то теперь соотношение меняется. Это необходимо учесть и наращивать объемы производства, ведь при активной работе с оптовыми покупателями очень важна возможность обеспечивать любое количество продукции. Здесь должно оправдать себя новое хлебопекарное оборудование, которое даже способно использовать разные энергоносители. Ну и, конечно, нужно расширять ассортимент. Шаги в этом направлении уже сделаны. Например, если раньше пекарня выпускала преимущественно хлеб, то теперь налажено производство пряников, печенья, пирогов по фирменным рецептам.
Немаловажен кадровый вопрос. В агрофирме работает более 70 человек. Штат полностью укомплектован специалистами, и если где-то и есть дефицит, то касается он рабочих специальностей. Сложно привлечь молодежь: предприятие не входит ни в одну из программ поддержки молодых специалистов. Причина — агрофирма «Ветлуга» не имеет статуса сельхозпредприятия.
А молодежи было бы комфортно здесь работать, легко осваивать профессии: многие сотрудники работают со дня основания агрофирмы и могли бы передать накопленный опыт.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Ветлужский район.