Posted in Семья
02.11.2016

Множатся маршруты в центре Вселенной

По улице — хоть в пляс!

Жительница села Пакали Аксинья Михайловна Голубева с легкостью перешла улицу и подошла к нам.

— Танцевать можно! — показала на асфальт под ногами. — Только уже не смогу, как-никак, 83 года…

Была Аксинья молодой, наверное, словно шолоховская героиня, статью выделялась. Но, бывало, не пройдешь в туфельках по родной Школьной улице. Год бежал за годом, только здесь ничего не менялось — по колено в грязи в резиновых сапогах приходилось пакалевской Аксинье родную улицу форсировать.

И вот теперь — асфальтобетонное полотно дороги под ногами!

— 47 лет живу на этой улице, — вступает в разговор Любовь Николаевна Чередникова. — Тут были такие колдобины, что пожарная машина не могла проехать. Доярки по непролазной грязи каждый день пробирались на ферму. Да что говорить, эта дорога ведет и в школу, и в детский сад. Будете писать, передайте от нас большое спасибо областной власти за то, что такую программу создали — поддержки местных инициатив. Именно благодаря ей дорога на улице Школьной в этом году преобразилась. И нашу районную власть нужно поблагодарить, она настойчиво добивалась, чтобы проект, который мы, жители села, выбрали, был принят на областном уровне…

— Красота! — подвела итог обсуждению пенсионерка Анна Наумовна Мельникова.

Наш гид, заместитель главы администрации Тонкинского района Сергей Скворцов, в свою очередь, добавляет:

— Мы в течение 15 лет стремились это сделать, но не было финансовой возможности. Сегодня благодаря программе поддержки местных инициатив и средствам дорожных фондов, имеющихся при каждой из пяти сельских администраций, такая возможность появилась. Протяженность улицы Школьной — около километра. Часть ее еще только укатана щебнем. При условии устойчивого финансирования мы планируем в следующем году завершить укладку асфальтобетонного покрытия.

Тенденция, однако

До того момента, когда на всех сельских трассах наступит «другая жизнь», еще ох как далеко. Как сказал Сергей Скворцов, из 162 километров дорог местного значения 70 процентов требуют ремонта. Обнадеживает то, что в нынешнем году удалось сделать в разы больше, чем в предыдущем. Если год назад было утверждено два проекта местных инициатив, то нынче уже шесть.

— Очень хочется, чтобы эта программа жила и развивалась дальше, — говорит заместитель главы районной администрации. — Когда делаем доброе дело по инициативе и с непосредственным участием жителей — как финансовым, так и организационным, ценность сделанного возрастает.

Ее почувствовали и жители села Пахутина. Здесь в последние годы подремонтировали отдельными участками несколько улиц, а нынче завершен капитальный ремонт подъезда к школе.

— В селе Вязовка на протяжении последних лет тоже ведется плановый ремонт дорог, — продолжает вводить нас в курс дела Сергей Скворцов. — В этом году мы завершили благоустройство улицы Коммунистической, на которой расположены школа, семейный детский сад, жилые дома, сельская администрация. Покрытие асфальтобетонное. Все это — тоже по программе поддержки местных инициатив. В прошлые годы были отремонтированы дороги на двух улицах села Бердники, а нынче обустроили асфальтобетонный подъезд к кладбищу в деревне Малое Ларионово. Прежде к погосту можно было проехать только на гусеничном тракторе.

Что касается райцентра, в рабочем поселке Тонкино в нынешнем году построена дорога с щебеночным покрытием на улице Новоюжной. Кроме того, на двух улицах оборудованы пешеходные асфальтовые дорожки.

А если
объединиться?

Разговор на эту тему состоялся у нас с главой администрации Тонкинского района Александром Баевым и главой местного самоуправления Юрием Удаловым.

— То, что в сельских администрациях с некоторых пор появились свои дорожные фонды, в принципе, хорошо. Но надо бы эти фонды сделать межпоселенческими, — считает Александр Витальевич. — И средства при этом расходовать, исходя из приоритетности, необходимости и количества жителей.

— Вопрос здесь вот в чем, — развивает тему Юрий Алексеевич. — К примеру, две сельские администрации имеют одинаковую протяженность муниципальных дорог, при этом численность населения на территории одной из них во много раз больше. Что та, что другая администрация получают в свой дорожный фонд равноценную сумму денег. Потребности в ремонте, скажем, в Тонкине больше, чем в любом другом сельском муниципалитете, но перевести деньги из дорожного фонда одного поселения в фонд другого не имеем права. Если был бы создан взамен поселенческих объединенный районный дорожный фонд, мы имели бы возможность распределять средства (общая сумма сегодня составляет порядка 6 миллионов рублей). Естественно, выделяли бы из него деньги всем сельским территориям, но в то же время могли бы, объединив средства, в каком-то году построить серьезный объект на одной сельской территории, в другой раз — на другой.

Арки под мостом

Деревянный мост через реку Яхту простоял 20 лет при проектном сроке эксплуатации 15 лет. Как рассказал заместитель главы районной администрации Сергей Скворцов, за последние годы мост несколько раз обрушивался.

Бесконечно так продолжаться не могло. Главное управление автомобильных дорог области по заявке администрации Тонкинского района подготовило проект, и в прошлом году началось строительство нового моста. Завершилось оно в июле нынешнего года, на год раньше намеченного срока.

— Новый мост — это ноу‑хау области, единицы таких построены, — объясняет Сергей Скворцов. — Он арочный, в два пролета, использована гофрированная труба плюс набор из высокопрочного камня в металлических сетках. Это так называемые габионы, применяемые для защиты русла рек и побережий.

А зачем, собственно, было ноу‑хау придумывать, когда можно взять проект, прошедший проверку временем?

Прежде всего, значительная экономия при строительстве. Не требовалось большого количества грузоподъемной техники, поскольку все работы, по свидетельству Сергея Скворцова, выполнены практически вручную. Тем не менее он убежден, что мост выдержит движение транспорта любой грузоподъемности.

В этом году также на средства областного бюджета завершаются работы по ремонту четырехкилометрового участка автодороги Тонкино — подъезд к автодороге Нижний Новгород — Шахунья — Киров. Ввиду того что часть этой трассы, проходящая по территории Шахунского городского округа, находится в плохом состоянии, весь транзит — кировский, пермский, ижевский — идет по тонкинским дорогам, которым такой грузопоток выдержать затруднительно. Отсюда и необходимость в ремонте трассы.

— Я так считаю: Тонкино не край Нижегородской области, а центр Вселенной, — ловко управляя машиной, рассуждает Сергей Скворцов. — Налево — дорога на Киров, Коми, Пермь и т. д., направо — на Йошкар-Олу, Чебоксары, Ульяновск. 270 километров от нас до Нижнего, столько же до Чебоксар, 320 — до Кирова и Казани. Ну чем не центр Вселенной?

Николай РЯЗАНОВ.

Тонкинский район.