Posted in Благовест
15.08.2016

Первый в облаках

Результат 64-летнего российского путешественника, преодолевшего свыше 34950 километров пути, составил примерно 11 дней, 5 часов и 31 минуту (абсолютно точный результат позднее определят специалисты) — это мировой рекорд скорости.До сих пор совершить близкое к подобному путешествию удавалось лишь дважды: совместно швейцарцу Бертрану Пикару и англичанину Брайану Джонсу в 1999 году, пролетевшим 40 тысяч км из Швейцарии в Египет за 19 дней, и американцу Стиву Фоссетту, преодолевшему в 2002 году маршрут, которому приблизительно следовал Конюхов, за 13 дней.Федор Конюхов стал также первым в истории воздухоплавателем, сумевшим совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре с первой попытки. Фоссетту, например, удалось это сделать только с восьмого раза. Конюхов установил еще несколько рекордов, в частности рекорд высоты полета, который составил 10600 метров.

Опасные
приключения

К месту приземления Конюхова тут же примчались на машинах жители расположенных неподалеку городков и стали разбирать оболочку шара на сувениры. А самого Федора на вертолете отправили в соседний Нортхэм.

Шар «Мортон» для Федора Конюхова был построен в Англии. Его специально изготовила компания из Бристоля Cameron Balloons, та же, что создавала шар для американца Фоссетта. Совершить такой длительный перелет позволила специальная двухуровневая конструкция шара, сочетающая использование гелия и солнечной энергии. На шаре, наполненном горячим воздухом, как это делалось прежде, облететь вокруг света в безостановочном режиме невозможно.

Конюхов стартовал из Нортхэма — практически в том же месте, где приземлился, — 12 июля рано утром по местному времени.

Он пересек Австралию, Тихий океан, Южную Америку, Атлантический океан, миновал мыс Доброй Надежды, преодолел Индийский океан и финишировал в Австралии — три океана и три континента.

Одиночный кругосветный полет был не развлекательной прогулкой, а делом изнурительным и опасным. Федору Конюхову приходилось спать всего 4 часа в сутки, урывками по 30-45 минут.

Надо было регулярно выходить за пределы летной кабины, чтобы проверять и очищать ото льда горелки и переключать баллоны. Все эти работы ему приходилось проводить на высоте 5-10 тысяч метров, на скорости 100-200 км в час и при температуре воздуха, которая опускалась до минус 55 градусов по Цельсию.

Как отмечается на личном сайте Конюхова, одним из самых сложных этапов путешествия оказался полет над Индийским океаном. Миновав южную оконечность Африки, он попал в сильный воздушный поток, который стремительно понес шар на юго-восток к Антарктиде. Для того чтобы изменить курс, пилот поднялся на высоту свыше 10,6 км, что позволило ему довести шар до воздушного потока в северо-восточном направлении, который увлек летательный аппарат от Антарктиды в сторону Австралии.

Над Атлантикой Федор сообщил, что попал в облака, град и сильную турбулентность, которая задувала пилотные огни горелок. Ситуация была очень тревожной, и короткий полночный телефонный звонок специалисту‑метеорологу из Бельгии подтвердил, что верхушки облаков значительно выше текущей высоты полета воздушного шара. Если попытаться взлететь еще выше, то это привело бы к дальнейшему снижению температуры. Если спуститься ниже, то это замедлило бы воздушный шар и спускаться пришлось бы глубже в плохую погоду, поэтому рекомендуемым вариантом было оставаться на этой же высоте, несмотря на тревожную обстановку в ужасных погодных условиях. К счастью, через два часа воздушный шар вылетел в чистое небо.

Но как только все успокоилось, раздался звонок от Федора, сообщившего о том, что обогреватель гондолы и один ряд пилотных огней вышли из строя. Чтобы их починить, нужно вылезти наружу, где температура минус 44 градуса, и переместить шланги с баллона на баллон.

После этого неприятности тоже продолжались. Рано утром Федор сообщил, что отказали 3 из 6 горелок — был срыв пламени, и они больше не запустились. Три горелки остыли, превратились в куски льда, а за бортом были все те же минус 44 градуса. Федор сообщил:

«Не обращайте внимания на курс и смену эшелонов — шар идет на пределе, мощности не хватает. Скорость ветра за 200 км и частые сдвиги потоков. Большая турбулентность. Иногда шар подкидывает на 300-400 метров вверх, автопилот не справляется, затем шар резко уходит вниз. Задача продержаться до рассвета. Там буду пытаться очистить горелки ото льда. Внизу плотная облачность».

Но вот все трудности и опасения позади. Воздушный шар благополучно приземлился, установив новый мировой рекорд.

Звания и титулы

Биография у нового мирового рекордсмена в небесах необыкновенная, а званий и титулов — хоть отбавляй. Он заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму, член Союза художников — автор более 3 тысяч картин, Союза писателей и Союза журналистов. Он первый россиянин, побывавший на всех семи высочайших вершинах, на Северном и Южном полюсах. Совершил 5 кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику, к 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций.

Чего только не было во время его многолетних странствий! Он мерз под ледяными ветрами Антарктики, задыхался от недостатка кислорода на заоблачных вершинах, изнывал от зноя в тропическую жару, сталкивался в океанах с китами и айсбергами, не раз был на волосок от гибели. У берегов Бразилии отбивался от флибустьеров при помощи сигнальной ракетницы, а у Филиппинских островов вступил в сражение с пиратами, захватившими его яхту, сумел отбить ее и обезвредить бандитов.

Отечественные и зарубежные специалисты считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников мира. Не имея специальной альпинистской подготовки, он решил в честь 850-летия Москвы взойти на горные вершины всех континентов Земли. На это ушло пять лет настойчивого труда. В качестве тренировки поднялся на Ключевскую сопку. Затем были кавказский пик Эльбрус — 5642 метра, азиатский Эверест — 8848 метров, австралийская гора Костюшко — 2230 метров, южноамериканская Аконкагуа — 6960 метров. Конечно, труднее всего было взобраться на Эверест. А потом Федор Конюхов стал покорять океаны.

Для него жизнь — это постоянное приключение, жажда нового, творчество, испытание силы духа, стремление к высшему идеалу.

Из рода рыбаков-поморов

А родился покоритель вершин и океанов в тихом селе Чкалове Запорожской области на Украине, в простой крестьянской семье. Отец был потомком рыбаков-поморов из Архангельской губернии. С детства маленький Федя помогал рыбакам тянуть сети, купался в холодной воде, спал на сеновале. Такое спартанское воспитание закалило его, помогло потом переносить тяготы странствий. Начитавшись Станюковича, Гончарова и Жюля Верна, в 15 лет на гребной лодке он пересек Азовское море.

Как и многие, отслужил срочную — на Балтийском флоте, и уже тогда проявил характер. Когда возник конфликт со старослужащим, Федор, не раздумывая, опрокинул на голову обидчика бачок с супом. От расправы его спасли гауптвахта и капитан III ранга, набиравший смелых матросов во Вьетнам, где тогда коммунисты сражались с войсками проамериканского режима Сайгона. Два с половиной года Федор служил там матросом на катере, доставляя боеприпасы.

После демобилизации он
окончил профтехучилище в Боб­руйске, затем Одесское мореходное и Ленинградское полярное училища. А потом стал путешест­вовать. Во время похода в 1990 году в одиночку к Северному полюсу он чуть было не погиб. Внезапно под ногами началось торошение льда, и появились разводья. Вот тогда-то Федор и обратился с горячей молитвой к Богу.

Все закончилось благополучно, но с той поры его вера в небесное заступничество определила весь последующий жизненный путь. Закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Сан дьякона принял в 2010 году.

Хотел остаток жизни посвятить молитве, но не выдержал и снова пустился в путь…

Неутомимый
труженик

На груди у православного странника — крест. Крест брата его деда, который тоже был священником. В 1918 году большевики замучили его до смерти. Сперва на морозе обливали водой, а после расстреляли. Крест сорвали, наверное, думали, в мощевике какие-нибудь ценности спрятаны. Родственники сохранили реликвию и передали Федору.

В Москве Конюхов бывает редко, своей квартиры в столице у него нет. Но неподалеку от Павелецкого вокзала есть мастерская: бронзовые флотоводцы у входа, а Андреевский флаг прямо на дереве. Рядом с мастерской он сам, на деньги, вырученные от продажи картин, построил в память о друзьях — моряках, альпинистах, путешественниках — часовню. На стене таблички с именами погибших — перечислены тридцать две фамилии. «Я, — говорит он, — всегда молюсь за них, за тех, кто отправляется в новые экспедиции».

Много говорят о богатстве Конюхова.

«Я очень богатый! – смеется он. — Позволяю себе то, что мало какой миллионер позволит. Это огромное богатство. Сижу и думаю — через несколько дней увижу Эверест! Потом пойду на собаках по пути Уэмуры, моего милого учителя и идеала! Дальше поплыву через весь Тихий океан! А в домах на Рублевке нет счастья. И не может быть. Богатство — это скука».

Сам Конюхов — неутомимый труженик. Когда не в странствиях, ложится не раньше двенадцати. С двух до четырех просыпается, чтобы помолиться. А с шести утра — снова на ногах.

Федору не раз задавали вопрос: а почему он почти всегда путешествует в одиночку?

Сам он объясняет это так: «Когда я один, чувствую, как я живу. Все мы волей-неволей становимся рабами обстоятельств. Мы постоянно должны что-то делать, куда-то ехать, с кем-то встречаться. И в результате у нас не остается времени задуматься над тем, кто мы такие и зачем топчем землю. Одиночество же рождает чистоту.

Многие считают меня сумасшедшим. Но, по‑моему, оставаться дома — вот настоящее сумасшествие! Когда я долго нахожусь в городе, у меня возникает острая потребность смахнуть с себя «грязь цивилизации», уйти и — начать жить».

Поэтому, когда его спрашивают насчет «одиночества», Федор Конюхов отвечает: «Назло всем бедам и тревогам, я не один в пути, я с Богом!».

А когда Федорову Конюхову задали вопрос, зачем вообще он путешествует по миру, то он ответил на него так:

«Человеку не дано в этом мире подойти к истине. Если бы человек сказал: я все знаю, я все могу… Нет, может, конечно, кто-то так говорить, и наука много открыла, но не дано человеку разгадать явления природы до конца. Каждый должен тянуться к истине, и нужно прожить жизнь, чтобы понять, что истина нам дана только одна — вера в нашего Господа Бога Иисуса Христа».

Что касается его страсти к рекордам, то сам Федор Конюхов это объясняет так:

«Еще в молодости я задумался: если мы все такие патриоты, если действительно любим свой флаг, почему же мы нигде не были первыми? На Эвересте первым был британский флаг: Хиллари и Тенциг — участники английской экспедиции. Не мы первыми появились на полюсах: Северный полюс открыли американцы, Южный — норвежцы. Я не славлю иностранцев, не преклоняюсь перед ними. Я просто хочу, чтобы все знали историю путешествий и помнили имена первопроходцев. Мы лишь могли кричать, что догоним и перегоним Америку, но первым человеком, который в одиночку обогнул земной шар под парусами, был американец Джошуа Слокэм. Он сделал это в 1898 году».

И Федор Конюхов стал первым. Первым в океане, на вершинах гор, в пустынях. А сегодня он стал еще первым в облаках.

Владимир МАЛЫШЕВ.