Posted in Экономика
06.06.2016

Двуглавая система себя изжила?

Шума наделал законопроект, инициатором которого выступил председатель комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Валерий Осокин. Он убежден в том, что на уровне муниципальных районов и городских округов настало время менять двуглавую систему местного самоуправления, при которой, кроме избранного из числа депутатов главы местного самоуправления, есть еще один глава — глава администрации, назначенный депутатами по контракту.

Предложенные изменения заключаются в том, что у района или округа должен быть один руководитель — глава соответствующего муниципального образования, который возглавляет и администрацию района или округа.

Инициатор внесения данного законопроекта один из главных негативных факторов существующей двуглавой системы видит в том, что, как показывает практика правоприменения, в ряде случаев между двумя главами возникают конфликтные ситуации и коллизии, когда каждый пытается перетянуть одеяло на себя.

— Тогда, в августе, принять этот закон помешала практически начавшаяся уже компания по выборам органов местного самоуправления, — поясняет Валерий Осокин. — Я отложил законопроект до поры до времени совершенно осознанно. Сейчас мы вернулись к его рассмотрению, и новый закон был принят. Я, конечно, доволен, что коллеги проголосовали за этот законопроект. Спасибо за поддержку и членам ассоциации представительных органов муниципальных образований области. Считаю достижением то, что, согласно принятому закону, глава администрации, он же глава муниципального образования, теперь будет избираться на конкурсной основе из более широкого круга претендентов, не только из числа депутатов.

И прежний, и новый способ избрания руководства районов и городских округов вполне согласуется с федеральным законодательством. Так же как и выборы главы муниципального образования населением, за этот вариант ратовал ряд депутатов регионального парламента, но они оказались в меньшинстве.

Вместе с тем в областном законе сохранен действующий способ избрания главы муниципального образования (избирается из состава представительного органа и исполняет полномочия председателя представительного органа) в отношении поселений и городского округа — закрытого административно-территориального образования, такого как Саров.

Но и в тех муниципальных образованиях, которых коснутся изменения, контрольные функции представительных органов (земских собраний, городских советов, дум) сохраняются, из числа депутатов будет избираться председатель представительного органа местного самоуправления.

Действие нового закона не будет распространяться на формирование органов местного самоуправления Нижнего Новгорода. В этом законодатели пошли навстречу обращению депутатов областного центра.

А как будут избираться главы муниципального образования сельских поселений? Региональные законодатели уделили внимание и этому вопросу. При этом они руководствовались постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 года. Согласно этому документу не допускается воспроизведение законами субъектов РФ безальтернативного варианта порядка избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования сельских поселений. Учитывая позицию Конституционного суда, Законодательное Собрание в еще одном принятом региональном законе установило возможность определять уставом муниципального образования порядок избрания и места в системе органов местного самоуправления главы муниципального образования сельских поселений в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Николай РЯЗАНОВ.