Сочувствием денег не заменишь
Как на пороховой
бочке
Прошлым летом, 22 июня, во время грозы в центре деревни Ясенцы обрушилось огромное дерево прямо на газопровод низкого давления, повредив трубу. Естественно, жители ближайших домов забили тревогу.
— Мы и раньше обращались в сельсовет – дерево было сухое, но его так и не спилили, — вздыхает вдова участника войны Прасковья Волкова. – А сейчас вообще потеряли покой, не спим ночами – опоры в любой момент могут упасть, представить даже страшно, если рванет газ.
Местные энтузиасты во главе со старостой деревни пытались укрепить металлические опоры, но их усилий оказалось недостаточно, без помощи властей не обойтись.
Загвоздка оказалась в том, что этот газопровод бесхозный. Когда-то его строили за счет областного бюджета. Помогали Ворсменская и Ясенецкая птицефабрики, как средствами, так и стройматериалами.
Обслуживает газопровод Ворсменский горгаз, который, оценив работу по его ремонту, выставил счет. Только кто должен платить деньги, неясно — газопровод-то ничейный. Местные активисты обратились в суд. И выиграли дело – сначала в Павлове, потом в Нижнем Новгороде. Согласно постановлению суда сельская администрация должна принять газопровод в Ясенцах на свой баланс.
— В 1990‑е годы наша деревня первой стала газифицировать дома, — вспоминает один из жителей — Александр Чиликов. – Сдюжили. Если на газопроводе произойдет авария, 60 домов останутся без тепла.
Все документы, связанные с судебными тяжбами, хранятся у старосты деревни Александра Ягодина.
— По судам бегали вместе с Надеждой Уткиной, — рассказывает он. – Огромное спасибо прокурору Александру Федоровичу Савельеву за помощь. Для нас главное – провести ремонт газопровода. Он находится на плавуне, теплая погода усугубляет ситуацию. Ежегодно опоры потихоньку сползают вниз, мы сами постоянно поправляем их, но нам одним не справиться, нужна помощь специалистов.
Пруд — хорошо,
а водопровод —
лучше
Жители улицы, где поврежден газопровод, жалуются и на проблемы с водой – здесь вообще нет водопровода. Пенсионеры ходят за водой к единственному колодцу, который находится за деревней в овраге. Путь нелегкий, особенно в гололед и осеннюю распутицу. Спускаясь к колодцу, мы едва удержались на крутом склоне, где еще не сошел снег, а каково старикам!
По словам старосты, когда-то жители сами отказались от проведения водопровода на этом участке – мол, рядом пруд. Правда, тогда они были молоды и полны сил…
— Как стирка, так проблема, — признается Софья Барахова. – Из колодца воду мне приносит социальный работник. Много сейчас не требуется – скотину уже не держим, а раньше полный двор был – и корова, и телята, и коза.
— А я каждую зиму делаю прорубь в пруду, чтобы полоскать белье, — говорит Татьяна Волкова. – С ветераном войны живу, его тоже обстирываю.
Познакомились мы и с ветераном. Анатолий Ксенофонтович Полубарьев ушел на фронт 17-летним пареньком, был ранен, лечился в госпиталях. Победу фронтовик встретил в Румынии, где стал работать в разведуправлении.
— Пока не посадили, — уточняет он. – Как-то приехал домой, посмотрел, как нелегко живется колхозникам на родине, ну и рассказал, вернувшись из отпуска, за что получил 10 лет.
Его высказывания сочли антисоветской пропагандой среди военнослужащих — время было суровое. Правда, срок скостили до четырех с половиной лет – в этот период строил Волго-Донской канал. Позднее ему вернули все правительственные награды и звание. В Ясенцах работал в должности управляющего отделом Ворсменского совхоза, затем — на Ясенецкой птицефабрике, строил Грудцинскую ферму.
— Сейчас хорошо живется, — улыбается ветеран. — Не хватает лишь водопровода на нашей улице.
У жителей другой улицы тоже проблемы с водой – здесь водопровод проложен, но он сильно изветшал, и часто случаются перебои с водоснабжением. Два года назад сельчане на свои деньги купили трубы — 150 метров, но они и поныне хранятся во дворе дома старосты – для ремонтных работ требуется экскаватор.
— В сельской администрации не могут изыскать средства на аренду экскаватора, — сетует Александр Чиликов. – И неизвестно, когда изыщут.
Чтобы осталась
память
Сегодня в деревне Ясенцы 120 домов, из них 20 пустуют. Хозяева 40 домов — люди работающие, в основном трудятся на птицефабрике и имеют на иждивении малолетних
детей. В остальных живут пенсионеры.
— В нашей деревне практически нет дачников, хотя у нас красивые места, — рассказывает Александр Ягодин. – А вот дороги действительно оставляют желать лучшего. Несколько лет назад центральную улицу отремонтировали в основном за счет жителей – сельсовет выделил одну машину щебенки. Каждый год мы засыпаем новые ямы. Сейчас снова собираем деньги на ремонт с тех жителей, у кого есть машины.
Сам староста не жалеет ни личных средств, ни сил на общее дело. На своем тракторе разровнял целых 22 КамАЗа щебенки.
И единственный на всю деревню колодец — тот самый, что под горой, построил практически за свой счет. Выделенной администрацией сельсовета суммы хватило лишь на замену деревянного сруба на железобетонное кольцо для водоема шириной два метра. Делали капитально — на дно положили железобетонные блоки, затем плиты. Колодец, которому уже 30 лет, и ныне как новенький.
— Меня не станет, а он будет стоять, — уверен Александр Васильевич. – Решил еще один колодец восстановить, уже заказал сруб. Хочется оставить о себе добрую память.
Задумок много, были бы средства
Глава администрации Коровинского сельсовета, куда входит деревня Ясенцы, Лариса Морева землякам сочувствует.
— Я бы рада помочь, но не все в моих силах, — признается она. – Газовщики выставили счет за ремонт газопровода, но мы не имели права платить, поскольку это не наша собственность. Решение суда я получила совсем недавно. В ближайшее время нам предстоит сделать кадастровый паспорт, а затем принять газопровод на свой баланс. Потом мы передадим его на обслуживание специализированной организации, желающие уже есть. Газовщики были на том месте, где прогнулась труба. По их мнению, пока угрозы для жителей нет.
Что же касается проведения водопровода на участке, где поврежден газопровод, все тоже непросто. Узкая улица вдоль пруда является проезжей дорогой, следовательно, копать там нельзя. Есть и другой вариант, который предлагал староста, – провести водопровод вдоль плотины, но он более затратный, а лишних денег в сельской администрации нет.
В прошлом году мы провели в Ясенцах новый центральный водопровод со строительством насосной станции – заменили 1,5 километра, — продолжает Лариса Ивановна. — Строительные работы обошлись почти в пять миллионов. До сих пор выплачиваем долги, осталось чуть меньше половины. Зато теперь жители деревни не будут зависеть от птицефабрики. Когда была возможность, мы проложили в частном секторе водопровод за счет администрации, но сейчас обстановка с финансами сложная, приходится сокращать расходы на 640 тысяч рублей. Нет средств и на замену старого водопровода. Надеемся на понимание жителей – там небольшой участок, тем более они уже купили трубы.
А вот с ремонтом дорог дело обстоит гораздо лучше. В этом году будут частично заасфальтированы улицы Центральная и Школьная в поселке Ясенцы.
Надеемся включить в областную программу и деревню, — говорит Лариса Морева. – Хочется проложить там асфальтовую дорогу. К детскому саду мы уже сделали хороший путь. В ближайшее время проведем собрание в деревне Ясенцы и предложим подать заявку на включение в программу поддержки местных инициатив.
Есть надежда, что в недалеком будущем появится в Ясенцах и современный клуб.
— Развивается спорт, — рассказывает Лариса Ивановна. — Несмотря на то, что особых условий для занятий нет, наша хоккейная команда в районных соревнованиях заняла первое место, футбольная — второе. Каждый год строим детские площадки. В этом году появится в Рыбине. Предприниматель Николай Никитин привел там в надлежащий вид памятник. Другой предприниматель, Дмитрий Шуров, построил на свои средства часовню и детскую площадку в Ворвани, помог с ремонтом памятника.
В планах сельской администрации – разбить парк Победы в поселке Ясенцы для отдыха жителей.
Не за горами открытие по просьбе жителей аптеки в бывшем здании медпункта. Выделяются участки под строительство индивидуальных домов. Появятся и новые рабочие места – Павловская птицефабрика планирует строить в Ясенцах завод по переработке помета и теплицу для выращивания шампиньонов.
— Немало сделано у нас и по пожарной безопасности – восстанавливаем емкости и гидранты, — говорит Лариса Морева. — Были бы средства, задумок много.
Светлана ГУНДОРОВА.
Павловский район.