«Рассвет» заступает на «Вахту»
С наступлением весны продолжится страда многолетней «Вахты памяти» на полях сражений Великой Отечественной войны. Все новые и новые находки поисковиков, торжественные похороны погибших солдат и, увы, редкие случаи определения имен павших. На сотню поднятых бойцов – один медальон. Из десятка медальонов лишь один-два читаемых. Большинство героев так и остаются безымянными.
Поисковое движение – это советский эксклюзив. Оно и родилось в СССР, и продолжается только на нашей территории. Более того, из года в год увеличивается число информационных листов (специальный документ, служащий основанием для старта поисковых работ).
В Арзамасском приборостроительном колледже поисковое движение всегда поддерживали. Действует свой отряд.
– В поиск приходят по-разному, – рассказывает командир отряда «Рассвет», преподаватель истории Евгений Колосунин. – Есть ребята, которые историей войны интересуются, изучая боевой путь деда-прадеда. Акция «Бессмертный полк» многих к этому подвинула. Кого-то привлекает возможность походов по историческим местам. Есть и немало таких, кто интерес к военной истории получил через компьютерные игры – те же «Танки». Наигрались — и к нам пришли. Мы ездим на «Вахту» два-три раза в год…
Полем деятельности отряда вот уже много лет является Белоруссия. Там под Славгородом в 1941 году билась и почти в полном составе полегла 137-я «горьковская» стрелковая дивизия. За шесть лет «Рассвет» поднял и с почестями перезахоронил останки 84 бойцов.
Белорусско-российское сотрудничество в военно‑мемориальной сфере расширяется. «Рассвету» помогают во всем. Отряд размещают в уютном интернате, где есть все условия. Бывалые ворчат, что от этого поиск многое теряет. Исчезает понятие «первого сна» на месте раскопок, когда снится именно тот бой, который здесь происходил. Но белорусы стараются проявить гостеприимство.
В республике военно‑мемориальную работу ведет армия. «Рассвет» бок о бок работает с 52‑м отдельным специализированным поисковым батальоном. Иначе нельзя. По закону в Белоруссии без присутствия военных эксгумировать останки нельзя.
В России тоже есть 90-й отдельный поисковый батальон. Но ему все не охватить. Поэтому ребята-поисковики понимают: дел еще очень много.
И просто делают то, что считают важным, не говоря громких слов. Андрей Ишарин, к примеру, копил деньги на скутер, а потратил на поездку в поиск. Таких в отряде немало.
Но начинается поиск все же за партой. Прежде чем надеть камуфляж, взять в руки щуп или миноискатель, надо многое изучить. Занятия в отряде идут весь год: военная археология, техника безопасности, теория и практика поисковой работы, военная история. Поисковики скрупулезно изучают наградную систему, амуницию войск наших и немецких.
– Когда ребята посидят в раскопе, поднимут первого бойца, тогда и отношение к жизни другое возникает, – говорит Евгений Викторович. – У них в душах больше меняется, чем после просмотра десятка патриотических фильмов…
Этой весной в Белоруссию наверняка отправится гораздо больший отряд из Арзамаса, чем прежде. Дело в том, что на днях подписан договор о побратимстве между Арзамасом и Славгородом Могилевской области. Одним из первых вопросов, обсуждаемых на встрече, как раз и было расширение военно‑мемориального сотрудничества.
– Мы будем в полной мере помогать этим ребятам, показывающим пример настоящего патриотизма, – заявил руководитель представительства Нижегородской области в Беларуси Сергей Петров. – Они заняты очень нужным делом…
Председатель Славгородского районного исполнительного комитета Павел Найдён сказал:
– «Горьковская» 137-я дивизия сложила свои головы в боях за нашу землю. Она получила приказ месяц держать оборону Варшавского шоссе и выполнила его, заплатив за это самую высокую цену. Белорусы благодарны горьковчанам. Сотрудничество активистов поискового движения будем развивать и помогать ребятам, чем только возможно…
Так что всероссийское движение «Вахта памяти» становится международным.
Александр КУРИКОВ.
г. Арзамас.