02.12.2015

По прогнозу — заморозки

Специальные меры

Нашим ответом на сбитый Су-24 стал указ президента Владимира Путина о специальных экономических мерах против Турции. С 1 января следующего года российским компаниям запрещено принимать на работу граждан этого государства. Ограничена деятельность турецких организаций.

Под запрет могут попасть некоторые виды товаров: охлажденное и замороженное мясо КРС, мясо и субпродукты домашней птицы, соленое мясо в рассоле, сушеное и копченое мясо, молоко и молочная продукция, безлактозная продукция, рыба и другие морепродукты, включая моллюсков и ракообразных, орехи, фрукты и овощи, ягоды и зелень.

Одежда
пока остается

Правительство РФ во главе с премьер‑министром Дмитрием Медведевым разработало проект постановления, где обозначены все ограничения, которые вводятся Россией в отношении Турции.

— Продажа туристических путевок в эту страну прекращается немедленно, — сказал Игорь Шувалов, первый вице-премьер. — Чартеры отменяются после завершения выезда россиян с территории Турции. В отношении регулярных рейсов будет введен дополнительный контроль и усилены меры безопасности. Дополнительный контроль также будет введен в портах Крыма и всех портах Азово-Черноморского бассейна…

Ограничения, как вы уже знаете, коснутся поставок сельхозпродукции из Турции, прежде всего овощей и фруктов. Как рассказал вице-премьер Александр Дворкович, чтобы в российских магазинах не подскочили цены, правительство предлагает дать несколько недель на то, чтобы переориентироваться на другие рынки.

Экономические санкции в отношении промышленной продукции из Турции пока не вводятся. Но, по словам Дмитрия Медведева, перечень ограничений могут в любое время расширить.

При этом Правительство РФ не намерено вводить ограничения в отношении отдельных юридических лиц и граждан Турции.

Со следующего года Россия введет ограничения и на автомобильные перевозки турецкими компаниями.

Замена нашлась

По мнению экспертов, общий объем потенциальных потерь России и Турции от заморозков в экономических отношениях обойдется двум государствам более чем в 40 миллиардов долларов. Но в нашей стране на ситуацию смотрят более чем оптимистично, утверждая, что потребители даже не заметят, что с прилавков магазинов исчезли турецкие продукты.

— В течение недели Минсельхоз сможет заменить продукцию из Турции на аналогичные товары из других стран, — сказал министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. — Освободившееся место займет продукция из Азербайджана, Ирана, Узбекистана, Марокко, ЮАР. Граждане нашей страны не почувствуют отсутствия турецкой продукции на рынке…

Сейчас выяснилось, что к продуктам, произведенным в Турции, давно предъявлялись претензии. По данным Минсельхоза, в овощах и фруктах нередко фиксируется повышенное содержание пестицидов, нитратов и нитритов. Не лучше ситуация с мясом.

— С начала 2015 года зарегистрировано примерно 40 случаев, когда удалось определить остатки запрещенных и вредных веществ в турецкой продукции животного происхождения, — отметил Александр Ткачев.

Нарекания вызывают не только продукты питания, но и товары легкой промышленности. У Роспотребнадзора есть претензии к одежде, мебели и чистящим средствам.

Большая
стройка

Еще одна сфера сотрудничества России и Турции — строительство. В начале 1990‑х наша страна не располагала собственными строительными технологиями, соответствующими времени, например по возведению монолитного жилья. Помогли ликвидировать пробел специалисты из Турции. А теперь наши инженеры научились всему и уже могут проводить мастер-классы для турецких коллег. По данным Национального объединения строителей, подрядчики из соседнего государства не участвуют ни в одном госпроекте в России.

Министр строительства РФ Михаил Мень отметил: уход зарубежных специалистов никак не отразится на цене недвижимости, ведь теперь вести свою деятельность турецким компаниям будет сложнее, и многие от российского рынка откажутся. Более того, эксперты указывают, что очень часто турецкие компании уходят от уплаты налогов в России, большинство взносов в бюджет они делают у себя на родине.

Мнения

Олег САФОНОВ, руководитель Федерального агентства России по туризму (Ростуризм):

— Указ президента об ограничительных мерах в отношении Турции будет способствовать развитию внутреннего туризма. Турпоток в 2016 году увеличится на 3-5 миллионов человек.

Михаил ДЕЛЯГИН, экономист:

— Сотрудничество с Турцией для России взаимовыгодное. Теперь теряем второе бюджетное место отдыха после Египта. Дешевого моря, которое в Египте было зимой, а в Турции весной и осенью, просто нет. Туристам предлагают взамен Вьетнам, Таиланд, Тайвань, но это заметно дороже.

Однако есть другое направление взаимоотношений, где мы можем выиграть от эмбарго. Если Турция не закроет Босфор, поставки ей газа продолжатся, «Голубой поток» не иссякнет. Но свои планы по превращению себя в газовый хаб для Европы Турция, конечно, перечеркнула: теперь им может стать Германия.

Турция поставляет в Россию много продовольствия и текстиля. В части последнего ее место могут занять Китай, Вьетнам. При помощи государства могут развиться собственные производители.

С продовольствием проблем возникнуть не должно, хотя для масштабного импортозамещения нужны дешевые кредиты для производства, контроль качества, доступность инфраструктуры.

Никита КРИЧЕВСКИЙ, доктор экономических наук:

— За прошедшие девять месяцев этого года товарооборот между Россией и Турцией составил 18 миллиардов долларов. При этом наши поставки в эту страну исчисляются 15 миллиардами долларов. Иными словами, если Россия перекроет все контакты по экономической линии с Турцией, она потеряет в пять раз меньше. Россия для Турции — это импортер номер один. 60 процентов природного газа поставляется из нашей страны. Можно сказать, по энергоносителям на турецком рынке мы практически монополисты.

Турция крайне заинтересована в поставках из России черных и цветных металлов, в финансовом капитале, который приходит из нашей страны. Туркам необходимы средства, которые вкладывают в ее экономику частные российские компании.

По итогам прошлого года суммарный внешнеэкономический оборот между Россией и Турцией исчислялся 44 миллиардами долларов, в то время как ВВП Турции составил без малого 800 миллиардов. Иными словами, если завтра будет принято решение о прекращении всех экономических контактов, ВВП Турции снизится на 5 процентов сразу. Учитывая, что по итогам прошлого года турецкая экономика выросла всего на 2,9 процента, это автоматически означает экономический спад, сравнимый с кризисом.