02.12.2015

Питомцы еще похрюкают

Будущее выглядело безрадостным. Осенью 2011 года по региону прокатилось известие, что свинокомплекс «Ильиногорское» подлежит закрытию. Он оказался в опасной близости от очагов возникновения африканской чумы свиней. «Болезнь обнаружена в частных подворьях, но может проникнуть на предприятие», — били тревогу контрольные органы. «Комплекс надо ликвидировать и построить новый на другом месте», — следовал вывод. Закрытие означало потерю главного работодателя в поселке Ильиногорск Володарского района. Более того, в ОАО «Ильиногорское» к тому времени содержалось свыше 150 тысяч поросят, а это почти 90 процентов всего поголовья в регионе. Агропромышленный сектор области мог понести огромные потери, пусть даже временные. Но Ильиногорский свинокомплекс выжил. Как ему это удалось?

Под ногами зыбко

Если бы африканская чума проникла за забор предприятия, пришлось уничтожить все 150 тысяч обитателей. Масштабы операции гигантские.

Сначала надо осуществить бескровный убой животных, вынести их из помещений. Затем вырыть траншею глубиной 7 метров, сложить туши и сжечь. Только на топливо понадобилось бы 250 миллионов рублей, не считая других затрат. А представьте трудоемкость процесса.

Свинокомплекс расположен на почвах, где грунтовые воды находятся в полутора метрах от поверхности. Как здесь вырыть глубокую траншею? Не осушать же территорию.

Ну, допустим, удалось организовать утилизацию. Дальше надо провести дезинфекцию предприятия и местности вокруг. Для этого необходимо 300 вагонов хлорной извести. Про деньги на закупку уж не говорим, потому что страшнее сам факт обработки. Природа будет просто выжжена.

Скорее всего, именно такие рассуждения подтолкнули к мысли о необходимости закрытия свинокомплекса.

В то время он входил в группу компаний «Продо», которую контролирует Роман Абрамович. Власти достигли с ней договоренности, что та начнет строить новый комплекс в другом районе области.

В шаге от закрытия

На Ильиногорском свинокомплексе приступили к убою и реализации свиней, пока не накрыла чума. Но ведь и на такую ликвидацию нужно время.

— Благо, мы имели запас кормов на два месяца, — вспоминает тогдашний директор ОАО «Ильиногорское» Валерий Дряглов. — Это позволило работать в закрытом режиме, не ввозить корма со стороны. Того требовала ситуация…

Коллектив свинокомплекса будоражило. Люди проводили собрания, чуть не перекрывали дорогу. Понять можно, многие проработали на предприятии всю жизнь. Держались даже в трудные 1990‑е, а тут новая беда, как снег на голову.

Неспокойно было и вокруг. Коль выявлены случаи «африканки», требовалось уничтожить всех свиней в личных подсобных хозяйствах. Ответственные службы взялись за дело. А кому хочется терять уже откормленных для убоя поросят? Некоторые владельцы подворий днем уводили животных в леса, чтобы уберечь от гибели.

Известны факты, когда хозяева к приходу ликвидаторов прятали питомцев в подвалах. Поили брагой, чтобы подпольщики спали и не подавали голос.

Поросята брагу пили. Может, сами понимали, что идет охота на свиней. Хрюкнешь — пиши пропало.

Как бы там ни было, область справилась с угрозой распространения африканской чумы. Карантин в Володарском районе был снят.

А убой животных в ОАО «Ильиногорское» продолжался. Буквально за год поголовье сократилось без малого в 10 раз. Осталось около 17 тысяч свиней. До закрытия — один шаг.

Перестройка

И вдруг группа «Продо» отказывается от строительства нового свинокомплекса в Нижегородской области, а заодно — от владения ОАО «Ильиногорское». По времени это примерно совпадает с периодом, когда Абрамович продал «Сибнефть». Видимо, решил избавиться и от некоторых аграрных активов.

Основными акционерами свиноводческого хозяйства становятся нижегородцы. Они создают группу компаний «ИЛАГРО», куда вошел собственно свинокомплекс, а также другие предприятия группы «Продо» в Ильиногорске. Это мясокомбинат «Ильиногорское», комбикормовый завод «Изкорм», совхоз «Ильиногорское», коммунальное и транспортные предприятия. Позднее был приобретен мясокомбинат «Перспектива» в Дивееве.

Новые владельцы задумали возродить свинокомплекс. Предпосылки к этому были. Главная — сохранен племзавод. Значит, можно начать воспроизводство животных для откорма.

Но сначала требовался ряд других мер. Сам свинокомплекс состоял из двух комбинатов. От одного пришлось отказаться. Конструкция комбината № 2 не позволяла провести модернизацию, а она была необходима.

— Сравняли его с землей, — рассказывает председатель совета директоров группы «ИЛАГРО» Валерий Дряглов. — Причем в буквальном смысле слова, чтобы не осталось вредных накоплений…

Комбинат № 1 подвергли санации. Провели полную дезинфекцию стен, конструкций и оборудования. Это требовалось, чтобы убрать опасную микрофлору. Мало ли накопилось всякой всячины со времени пуска свинокомплекса в 1972 году. Без дезинфекции нельзя было обеспечить снижение падежа свиней и улучшение других показателей.

Поменяли внутреннее устройство помещений. Провели модернизацию станков опороса.

— Ведем племенную работу для улучшением продуктивных качеств животных, — поясняет нынешний директор «Ильиногорского» Андрей Рыжков. — Это предполагает увеличение плодовитости, количества сосков и, соответственно, длины тела свиноматок. Поэтому потребовалась перепланировка площадей и замена оборудования…

Схема воспроизводства тоже изменилась. Раньше практиковалось четырехпородное скрещивание животных. Другими словами, для получения гибрида, который ставится на откорм, скрещивалось четыре породы. Теперь — три. Процесс сократился на 12 месяцев.

Тип кормления на комплексе сменили с влажного на сухой. Установили бункеры и автоматические кормушки. Провиант подается в кормушки механически, без участия человека.

Прежде работала целая кормовая кухня. Кругом пар, влажность. Это шло не на пользу здоровью поросят, особенно при сквозняках. Кроме того, для кухни старалась котельная. Ее аппетит от стараний разгорался — съедала немало средств.

Словом, при помощи модернизации удалось заметно снизить затраты на откорм.

— Запуск такого проекта с нуля обошелся бы в два с лишним миллиарда рублей, — говорит Валерий Дряглов. — Мы уложились в 200 миллионов. Избежали масштабного строительства, многие конструкции сделали своими силами. Отсюда экономия.

Места
всем хватит

Сейчас на «Ильиногорском» содержится 74 тысячи голов животных. Свинокомплекс ощутимо улучшил практически все производственные показатели. Вместе с ними подросли и экономические. Предприятие работает с рентабельностью 24 процента.

В области появляются современные свиноводческие комплексы. Конечно, они способны показывать еще более эффективную работу. Однако у предприятия в Ильиногорске свои преимущества.

У него, кроме откорма животных, есть возможность вести убой и переработку. Значит, имеется несколько вариантов реализации товара. Во-первых, в живом весе. Во-вторых, в качестве охлажденного мяса. В-третьих, в виде мясопродуктов. Как выгоднее, так и действуй.

— К тому же российский рынок освобождается от импортной свинины, — рассуждает Валерий Дряглов. — Так что места отечественным производителям хватит. Наш свинокомплекс хоть и не новый, но резервы для развития еще имеет. Надо поработать над генетикой, системой кормления.

— Брагу в рацион вводить не планируете?! – интересуемся мы. – Раз уж есть такой опыт в ваших краях…

На это руководитель только улыбается. Как мы поняли, ильиногорские свиноводы за трезвый образ жизни свиней. Пусть хрюкают на здоровье.

Александр СИНИЦЫН.

Володарский район.