Рядом высокие технологии и помыслы
В 2012 году решением правительства страны вблизи Сарова при участии Федерального ядерного центра был построен так называемый инновационный кластер, или технопарк. По замыслу организаторов, он должен был стать не просто бизнес-инкубатором, которые сейчас создаются повсеместно для помощи молодым предпринимателям, а современной научно-производственной базой. Привлеченные компании могли бы использовать ее возможности для разработки, создания и, что особенно важно, реализации высокотехнологичной продукции. Сегодня технопарк — это 38 гектаров площадей, на которых размещены выставочные комплексы, офисы, конференц-залы, производственные линии, а также гостиница и жилье.
Технопарк находится в пяти километрах от Сарова. Здесь высокие технологии соседствуют с уголками живой природы, демонстрируя, как должно выглядеть будущее. На объекте действует порядка 60 резидентов, принося общую прибыль около полутора миллиардов рублей. Как известно, Саров относится к числу закрытых городов, поэтому создание технопарка за периметром охраняемой зоны — способ выйти из изоляции. Более того, здесь планируется создать территорию опережающего экономического развития. Регламентирующие документы по этому проекту уже готовятся в правительстве.
Чтобы увидеть воочию саровское техническое чудо, участники клуба парламентских журналистов отправились в очередное путешествие. Встретил гостей исполнительный директор технопарка Сергей Жижикин, который и стал гидом на этой экскурсии.
— Одно из важнейших направлений — информационные технологии, — вводит в курс дела Сергей Александрович. — Например, здесь есть специалисты, которые уже практически на 70 процентов произвели расчеты по самолету «Сухой Суперджет». Ведь нельзя аварийно посадить авиалайнер, чтобы посмотреть, как он себя поведет в экстремальной ситуации, но многие испытания можно проводить с помощью математического моделирования. Конечно, столь ответственную работу невозможно осуществлять без взаимодействия с такими компаниями, как Объединенная авиастроительная корпорация, Роскосмос, Ростех…
Так как Федеральный ядерный центр стал образующим предприятием технопарка, немалая доля заказов относится к атомной энергетике и оборонной промышленности. В 2013 году от чисто научных разработок кластер перешел непосредственно к производству. Пожалуй, первым продуктом, который здесь начали выпускать, стала трубопроводная арматура для атомных электростанций. Эта линия создала 120 рабочих мест и уже принесла прибыль порядка 500 миллионов рублей.
Следом стали внедряться и другие разработки. Благо, существуют различные преференции для резидентов — минимизация налогов, сокращение сроков прохождения документации и другие.
Журналисты посетили Центр компетенций и обучения — дочернее предприятие Росатома. Здесь занимаются внедрением на объекты атомной промышленности компактных супер-ЭВМ, разрабатывают для них программное обеспечение, проводят обучение в области высокопроизводительных технологий. Есть вычислительный центр, мощности которого могут использовать различные проектировщики, математики и даже аниматоры, снимающие мультфильмы при помощи компьютерных программ.
Побывав в сборочном цеху, представители СМИ смогли увидеть если и не полноценные российские компьютеры (ведь не все комплектующие пока способна производить отечественная промышленность), то уверенные шаги к их созданию. Внешний вид этих машин внушительнее, чем у тех, что используются в быту, впрочем, и задачи перед ними стоят гораздо глобальнее. Цена одного такого системного блока доходит до трех миллионов рублей.
В учебном классе предприятия шли практические работы. Слушатели курсов подготовки занимались компьютерным моделированием, используя оборудование, собранное здесь же. Журналисты не стали мешать и отправились дальше.
Центр пултрузии — звучит для уха непривычно и заставляет фантазию подбирать смелые версии того, что скрывается за этим названием. Генеральный директор данного научно-производственного предприятия Глеб Потанин все разъяснил.
— Пултрузия — от английских слов «пулл» и «труз», что значит «тянуть через», — комментирует он. — Это технология изготовления композитных деталей из стекловолокна. Мы выпускаем шпунтовые сваи, швеллеры, штанги для нефтяных насосов и планируем открыть линию оконных профилей…
Пултрузия в России применяется активно, но технология, используемая предприятием, гораздо более экономичная и позволяет наращивать объемы производства. Спрос на такую продукцию большой. Там, где раньше шли в ход детали из металла, теперь все чаще применяют композитные. Они гораздо легче, на порядок дешевле, и производители дают гарантию, что изделия из стекловолокна послужат лет сто, а то и больше. Это дает экономию до 50 процентов.
Если портфель заказов на сегодняшний момент предусматривает около 50 миллионов рублей, то уже в следующем году прогнозируется цифра 250 миллионов. Основные заказчики — Росатом и РусГидро.
А вот инновационный технический центр «Система-Саров» занимается разработками в области телекоммуникаций. Многим известна современная программа «Безопасный город», внедряемая муниципалитетами для контроля за ситуацией на улицах наших городов. Но разработчики стараются сделать ее максимально автономной, требующей меньшего участия оператора. Один из путей — научить камеры реагировать на звук.
— Акустический мониторинг — мой самый любимый проект, — признается начальник отдела по разработке мультимедийных приложений Антон Субботин. — Оператор видеонаблюдения просто физически не может постоянно держать все в поле зрения и оценивать обстановку. Нужна помощь для такого рода деятельности. Установка специальных акустических датчиков позволяет направлять внимание оператора на конкретную камеру, где устройством был зафиксирован крик, звук сирены, выстрел…
Такая система работает круглосуточно и при любой погоде. Сейчас она апробируется в пилотных зонах на территории городов центральной части России. Журналисты смогли сами увидеть, как это работает. На специальном демонстрационном стенде была смоделирована ситуация угона автомобиля. Камера, снабженная микрофоном, отреагировала на включенную сигнализацию и выдала оператору тревожное сообщение.
Посетили журналисты и малую инвестиционную компанию «Плазматрон», занимающуюся разработкой медицинского оборудования. Перед их взорами предстал аппарат для обеспечения скорейшего заживления ран. Это авторская разработка, плоды долгих клинических исследований. Принцип в том, что плазменной дугой медики воздействуют на поверхность плохо заживающей раны, вследствие чего она начинает затягиваться. Чтобы запустить аппарат в производство, разработчики объехали около двадцати регионов России, именно из них и поступают сейчас основные заказы. Сам технопарк инвестировал в этот проект.
Членом наблюдательного совета инновационного кластера является заместитель директора Федерального ядерного центра и депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Владимир Жигалов. Он тоже пообщался с журналистами. Темой беседы стали предварительные итоги работы технопарка в этом году.
— Сегодня экономика страны, как вы знаете, падает, поэтому любая точка роста должна заслуживать особого внимания, — подчеркнул он. — Поддерживать надо то, что способно развиваться, тогда общая экономика потянется за этими перспективными проектами. Однако часто бывает, что государственные деньги выделили, а оборота никакого. У нас господдержки нет. Мы говорим: «Не надо денег — дайте заказы». Технопарк — это тоже точка роста, потому что всего за четыре года его прибыль увеличилась вдвое. Мы заострены на разработку образцов, которые можно с успехом продавать. Наша цель — к 2020 году достигнуть оборота в 90 миллиардов рублей…
Побывав на земле Серафима Саровского, творческий десант не мог не посетить места, связанные с его памятью. Святой источник на берегу реки Сатис вблизи Дивеева стараниями неравнодушных людей удобно обустроен. Красота этого места дополнила и без того богатые впечатления от поездки особым теплом, несмотря на холодную ноябрьскую погоду. Высокие технологии и высокие помыслы должны быть рядом.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Дивеевский район.