Posted in Семья
10.06.2015

Кто последний, тот и платит

Смотрите дату производства

На кухне у Галины Дмитриевны и Григория Николаевича Усановых, пенсионеров, живущих в селе Шадрине Ковернинского района, старый-престарый обшарпанный газовый баллон. На ободке рядом со словом «испытан» c трудом читается число «70». Видимо, это значит, что выпущен он был в 1970 году, 45 лет назад. Галина Дмитриевна демонстрирует работу газового оборудования: откручивает вентиль, и на плите загорается голубой огонек, но погасить его не так-то просто. Если закрутить вентиль, газ продолжает гореть, и нужно приложить усилия, чтобы закрыть его полностью.

В сарае возле дома еще два похожих облезлых баллона.

— Здесь «75», получается, он выпущен в 1975‑м, — надев очки, разглядывает их хозяйка. — А возраст этого определить трудно. Посмотрите, на нем нарисована буква «Б». Это значит «брак»?

Изучать малопонятные цифровые обозначения пенсионеры стали месяц назад, когда в мае приехавшие в очередной раз работники организации-поставщика газовых баллонов, огорошив людей, заявили, что эти баллоны устарели, и забирать их отказались. Объяснили это тем, что согласно федеральному закону замене и заправке такие баллоны больше не подлежат и что, если нужен газ, пусть купят новые баллоны, выложив за каждый примерно по 2500 рублей. В подтверждение своих слов вручили Усановым листок с таким текстом: «ООО «Газэнергосеть — Нижний Новгород» информирует вас о том, что с 22 декабря 2014 года начали действовать новые требования к сроку службы газовых баллонов, утвержденные приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 г.: газовые баллоны, изготовленные до 01.02.2014 г., могут эксплуатироваться только до 40 лет с даты изготовления. После чего баллон должен выбраковываться…» На обратной стороне реклама новых баллонов с ценами.

Люди шокированы по двум причинам. Первая: ни о каком федеральном законе, вступившем в силу еще до нового года, они слыхом не слыхивали. Вторая: эти самые баллоны выпуска начала 1970‑х годов всего два месяца назад им привезли те же самые работники газовой организации, ни словом не обмолвившись об их негодности.

— В марте они обменяли находившиеся у нас хорошие баллоны на устаревшие, а теперь заставляют покупать новые. Считаем, нас просто обманули, — возмущается Галина Дмитриевна. — Мы всю жизнь проработали в местном колхозе, я — зоотехником, муж — шофером. В 1990‑е годы нас убеждали переходить с электрических плиток на газовые, тогда многие жители села, в том числе и мы, приобрели новые газовые баллоны. Стоили они по тем временам дорого, практически целую зарплату. На колхозной машине их возили заправлять в Кстово. Потом, когда сельхозпредприятие развалилось, стали пользоваться услугами этой газовой организации. Нам как ветеранам полагается скидка на газ… Почему нас вынуждают за полную стоимость покупать новые баллоны взамен этих, которые нам привезли уже после того, как вышел закон о том, что они не подлежат замене?

В поисках справедливости Галина Дмитриевна по нескольким номерам телефонов звонила и в компанию, поставляющую газовые баллоны, и в региональное министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, но ничего не добилась: суть ответов сводилась к следующему — хотите газ, приобретайте новые баллоны. В данный момент голубое топливо у пенсионеров подходит к концу, дальше разве что готовить на костре или прожигать небольшую пенсию на электроплитке…

У Нины Семеновны Чугуновой, Зинаиды Сергеевны Чекмаревой, Валентины Григорьевны Краснобокой, пришедших на встречу с нами, также отказались забирать «просроченные» баллоны, как и у некоторых других жителей Шадрина.

— Когда в последний раз я ездила с газовой машиной, обнаружили десять баллонов старше 40 лет, но у людей в домах их хранится гораздо больше, — считает Валентина Усанова, которая собирает у односельчан заявки на их доставку.

Как вскоре мы выяснили, в подобной ситуации оказались люди не только в Ковернинском районе, но и по всей Нижегородской области и наверняка во многих других регионах страны.

Приказ был, механизма не было

Чтобы разобраться в ситуации, отправились в Городец на газовую станцию компании «ГЭС-НН», где заправляют и откуда привозят баллоны в Ковернинский район. Стоит сказать, что компания эта — дочернее предприятие «Газпром газэнергосеть» в Нижегородской области, которая реализует сжиженный углеводородный газ населению региона.

— Задачи обманывать людей у нас не было, — заверил меня начальник городецкого участка «ГЭС-НН» Сергей Валенко. — С 1 мая стали смотреть, если находим неликвидные баллоны, предлагаем покупать новые. Из главного офиса в Кстово пришло распоряжение о том, что согласно постановлению Ростехнадзора нужно менять баллоны. Приказ был: старые газовые баллоны, изготовленные до 1975 года, не брать. Все, что находилось у нас и подлежало списанию, утилизировали. Стало случаться много пожаров, поэтому баллоны решили обновлять, это делается ради безопасности людей.

Сергей Валенко объяснил, что до 1 мая, пока не было распоряжения из их компании, они действовали как обычно (хотя вышеупомянутый приказ Ростехнадзора вступил в силу еще в декабре прошлого года. — Авт.).

— Существует обменный фонд, — продолжил начальник участка. — Отдав человеку полный баллон, забираем пустой, это оборотная тара. Если необходимо, отправляем их на обслуживание, где их чистят, меняют вентили, они проходят освидетельствование и возвращаются на станцию. Например, баллон был изготовлен в 1970 году, потом он многократно проходил освидетельствование, такой баллон считался нормальным рабочим. Когда мы поставляли баллоны населению, смотрели на последнее клеймо.

Проще говоря, газовики, продавая баллоны людям, до 1 мая смотрели на последнюю дату его техосмотра (видимо, именно поэтому в марте в Шадрино попали баллоны 1970‑х годов выпуска). Новый же федеральный закон заставляет смотреть на дату изготовления баллона: если он выпущен более чем сорок лет назад, его запрещено обменивать и заправлять.

— Приказ по стране вышел, а механизм его реализации был проработан гораздо позже, — поясняет по телефону Галина Журавлева, начальник производственно-технического отдела газовой компании. — Сейчас тем, кто приобретает новые баллоны, мы обязуемся поставлять взамен газ только в действующих баллонах, устаревшие баллоны к людям не попадут. Мы обращались во все инстанции, предлагали включить стоимость баллонов в тариф на газ, чтобы люди могли выплачивать ее постепенно, но получили отказ.

Собственность народа

Насколько стало понятно из разговора с сотрудниками газовой компании, сейчас в нашей области, так же как и по всей стране, сложилась непростая ситуация: люди обрывают телефоны поставщиков, пытаясь разобраться в том, что происходит. Одни покупают новые баллоны, другие отказываются это делать.

Бытовые газовые баллоны, согласно существующим порядкам, — это собственность населения, менять их должны владельцы. Но, по сути, сейчас газовые баллоны исполняют роль эдакой бутылочной тары: сегодня он у вас, завтра у соседа, послезавтра может попасть в другую деревню, в другой район. Уж больно общенародная собственность получается. Наверное, поэтому пожилым людям из села Шадрина кажется несправедливым, что именно на их долю сегодня выпало эту собственность обновлять. Помните детскую считалочку: «Кто последний, тот и водит», в этой ситуации ее можно перефразировать: кому последнему досталось неликвидное оборудование, тот и платит.

Наверное, людям можно было бы помочь, например, предоставив скидки или рассрочку на покупку баллонов, которые им жизненно необходимы. Но пока ни государство, богатое газом, ни газовые компании, ворочающие миллиардами, делать этого не спешат.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Ковернинский район.