Posted in Семья
13.05.2015

Живая броня

Смогли согреть ветерана

Впервые в доме Алексея Степановича Дельцова в деревне Полом журналисты «ЗН» оказались по тревожному зову ветерана зимой 2011 года. Тогда температура в доме фронтовика, к тому времени уже овдовевшего, нередко опускалась до нулевой отметки.

Не теряя юмора, ветеран рассказывал о том, что на ночь приходилось надевать на себя все, что было под рукой, как в военные годы в землянке, на ледяном полу, на полуострове Рыбачьем.

Когда был помоложе, помощи ни у кого не просил. Но когда годочки инвалида второй группы подкатили к девяноста (сейчас Алексею Степановичу идет 92-й год), все труднее стало по нескольку раз в день и ночь спускаться по крутой лестнице в подвал, чтобы подбросить дров в котел. А дрова — их на зиму еще заготовить надо…

Если на счетах жизни ветерана отложить еще то, что в доме не было воды, а туалет в десятках метрах от дома, понятно, в сколь жесткой осаде оказался фронтовик. В этой ситуации он обратился за помощью к семеновской власти, надеялся, что помогут фронтовику в улучшении жилищных условий. Но в ответ услышал: «Не положено!» И комиссии приходили к такому же выводу, начисто исключая морпеха Дельцова из числа нуждающихся в получении комфортного жилья уже потому, что дом его не был признан ветхим, а метраж достаточный. Ну а то, что в доме‑холодильнике престарелому ветерану невозможно жить, во внимание не бралось.

«Вот говорит власть, как хорошо наши правнуки будут жить, — делился тогда с нами своей бедой Алексей Степанович. — Но разве не заслужил я, фронтовик, права жить в нормальных условиях?»

Для нас, как и для Алексея Степановича, ответ был очевиден. А потому мы встали с ним плечо к плечу. Первая публикация — «Обида морпеха Дельцова» — появилась в нашей газете в марте 2011 года. Трудно было предположить, что добиваться справедливости в отношении фронтовика нам придется более двух лет! Но именно так и произошло.

Надежда забрезжила тогда, когда после критики в газете семеновская власть сделала, наконец, первый шаг: при встрече главы местного самоуправления Семеновского городского округа Николая Носкова с Алексеем Степановичем Дельцовым был составлен протокол о том, какие работы необходимо выполнить за счет областного (главным образом) и местного бюджетов. В канун 2013 года семеновская власть принялась, наконец, за обустройство дома фронтовика.

Решающим фактором стало выделение на эти цели из резервного фонда губернатора Валерия Шанцева 124 тысяч рублей. Значительная часть работ была выполнена. Но за семеновской властью оставался изрядный должок по ряду работ, внесенных в протокол. А потому в следующей публикации мы задались вопросом: «Сколько надо прожить фронтовику, чтобы дождаться выполнения всех обещаний местной власти?» На дворе был уже апрель 2013 года…

И все же пришло время, когда мы поздравили фронтовика Дельцова с победой в борьбе за обустройство собственного дома!

На днях мы с фотокорреспондентом совершили своего рода экскурсию по его дому. Вот они, плоды более чем двухлетних общих усилий. После глубокого бурения и установки насосной станции в дом проведен водопровод. Установлены бойлер для горячего водоснабжения и электрокотел для отопления дома. Внутри дома оборудованы теплый туалет и даже душевая кабина.

Мы, журналисты, испытали большую радость от того, что газета, проявив настойчивость, смогла помочь фронтовику в трудный период его жизни. Это лишь малая толика нашего общего долга перед теми, кто не жалел жизни своей, защищая Родину и отчий дом.

Да и разве только перед фронтовиками? А перед теми, кто стоял у станка, с малолетства трудился в колхозе? У тружеников тыла была своя передовая. Алексей Степанович никогда не пройдет мимо дома своих давних приятелей, супругов Куляшовых, не поговорив о житье-бытье, не справившись о здоровье. Вот и мы открыли ту же калитку…

Детство, опаленное войной

Капитолину Федоровну и Ивана Пименовича Куляшовых встретили на дворе, за делами. Обоим за восемьдесят, но на диване, как говорится, не залежатся. Возле дома огромные поленницы, которые сложил Иван Пименович. Ну а дров накололи внуки, помогают бабушке с дедушкой.

Супруги знакомы с детства. Детства, на которое выпала война. У обоих отцы-фронтовики. Федор Егорович Котриков, отец Капитолины, демобилизовался в годы войны по ранению. В колхозе трактористом работал. В семье было семеро детей. Мама, Ирина Александровна, тоже в колхозе трудилась.

— В 15 лет мне в колхозе полную, взрослую норму установили, — вспоминает Капитолина Федоровна. — Работала в полеводстве, серпом жала рожь, овес…Было в колхозе и подсобное производство — я расписывала ложки.

Пимен Федорович Куляшов, отец Ивана, до войны тоже работал в колхозе. Как и большинство мужчин, воевал. Пропал без вести. У матери, Анны Павловны, осталось двое детей. Трудилась в колхозе, Иван тоже с малых лет без дела не сидел — сено косил, за коровой ходил. После войны на плотника выучился. Работал по специальности, потом на пилораме рамщиком, на льнозаводе.

Труд обоих супругов отмечен почетными грамотами, их фотографии были помещены на Доске почета. Многократно награждены памятными медалями в честь Победы в Великой Отечественной войне.

В декабре прошлого года случилась большая беда — умер сын Юрий Иванович. Всемерно поддерживают в трудные минуты родные. Дочь Вера Ивановна живет в Семенове, по словам родителей, расписывает матрешки. Подросли внуки — Денис и Дмитрий. Жизнь продолжается…

Рыбачий, оплот Родины

Собираясь в канун юбилея Победы на встречу с ребятами из Поломской средней школы, Алексей Степанович Дельцов, у которого уже и внуки есть, и правнучка, немного волновался. Ведь он тоже учился в этой школе, пусть и в другом здании. А собственное предвоенное детство — вот оно, словно из вчерашнего дня. В крестьянской семье было пятеро детей, жили бедно.

«Лексейка! — окликал вернувшегося из школы двенадцатилетнего сына отец. — В воскресенье пойдем опахивать картошку на колхозном поле».

И вот идут они, два мужика, — Лексейка тянет впереди лошадку за уздечку, а отец подпирает сзади руками старенький деревянный окучник — соху…

Об этом не расскажет фронтовик ребятам. Эка невидаль — вся страна так жила! Им, мальчишкам и девчонкам из двадцать первого века, и Великая Отечественная война, пережитая старшими поколениями, скорее из легенды. Но почему же так прост и доступен один из героев той войны, затерявшийся среди них, правнуков фронтовиков и тружеников тыла. Да и не богатырского, а совсем маленького росточка дедушка Леша. Вот такие обычные люди и остановили фашистскую армаду?

Во все глаза глядят ребята на награды земляка. С точки зрения мальчишек, самая главная из них, конечно, медаль «За отвагу».

— А где вы воевали? — спросил вихрастый паренек.

И наверняка впервые в своей маленькой пока жизни услышал о Рыбачьем. Казалось бы, маленький северный полуостров, а защищали его Алексей Степанович Дельцов и однополчане так, словно за ними была Москва, не отступили ни на шаг!

Может быть, после этой встречи или чуть позже придет к ребятам понимание того, что и на Рыбачьем, и в Бресте, и в Севастополе, и на безымянной высотке, где удалось остановить врага хоть на час, — всюду шла борьба за Москву, за Родину. За отчий дом.

У многих из тех ребят, что слушали взволнованный рассказ Алексея Степановича, прадеды или прапрадеды тоже сражались на фронте или не разгибая спины трудились на колхозных полях. Главное, чтобы у каждого был интерес к своим корням, к истории деревни, страны, в чем учителя Поломской сельской школы им помогают. И тогда наша живая броня поможет удлинить жизнь и фронтовикам, и труженикам тыла. А также из поколения в поколение помнить тех, кто сложил голову на полях сражений или умер после Победы.

Николай РЯЗАНОВ.

Семеновский округ, д. Полом.