Posted in Семья
12.03.2015

Пойманные сетью

Интернет — это не только бесценный источник информации и средство коммуникации между людьми, он несет вполне реальные угрозы. Несанкционированный доступ к персональным данным, документам, информации о счетах, воспользовавшись которыми злоумышленники могут нанести материальный ущерб, атаки вредоносных программ, злоупотребление в Интернете правами потребителей, кибермошенничество — это, пожалуй, далеко не полный список того, с чем мы можем столкнуться в глобальной сети.В новом проекте «ЗН» мы хотим поговорить об опасностях Интернета и о том, как защититься от них.

На краю пропасти

Опасность поджидает не в темном переулке, а дома — там, где горит экран монитора. Жертвами же, как правило, становятся самые беззащитные — дети и подростки.

В Краснодарском крае молодая женщина приговорена к заключению в колонии-поселении за доведение до самоубийства через социальную сеть. Она пыталась отомстить бросившему ее юноше, который только что вернулся из армии. Бывшая возлюбленная, зарегистрировавшись в одной из социальных сетей под разными именами, распространяла информацию о его якобы нетрадиционной сексуальной ориентации. Не вынеся унижения, молодой человек повесился.

14-летняя девочка из США была уверена, что она некрасивая, толстая и никому не нужна. За пять недель до смерти ее добавил в друзья на одном из сайтов незнакомый парень. Они переписывались, пока общение не надоело новому другу, он начал писать гадости. К этому «развлечению» подключились виртуальные знакомые. Последним сообщением, которое прочитала девочка, было: «Мир стал бы лучше без тебя». Она выключила компьютер и через 20 минут повесилась в гардеробной комнате, где ее нашла мать. Через некоторое время родители узнали, что никакого парня в реальности не существовало, от имени вымышленного человека действовали взрослая соседка семьи и ее дочь, бывшая подруга их дочери.

Привожу эти случаи не ради того, чтобы нагнать страху. К несчастью, они не единственные. Подобные шокирующие истории происходят в разных странах. Жестокость толкает неокрепшие души к краю пропасти.

Мы решили разобраться, с какой информацией, с какими явлениями сегодня сталкиваются в Интернете дети, как это может повлиять на них, что знают об этом родители и школа.

По данным исследования «Дети России онлайн», проведенного Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени Ломоносова в рамках международного проекта EU Kids Online II, в нашей стране дети начинают выходить в глобальную сеть в среднем в возрасте 9‑10 лет. Специалисты продолжают спорить о том, в каком возрасте можно и нужно разрешать ребенку пользоваться Интернетом. Но дети не ждут окончания этих споров, а просто стремятся активно осваивать окружающее пространство, в котором компьютеры и мобильные гаджеты давно стали чем-то само собой разумеющимся. Некоторые родители знакомят своих чад с Интернетом в пять, четыре, даже три года.

При этом очень часто дети остаются с глобальной сетью один на один. Без всякого контроля со стороны взрослых. Согласно исследованию, 70 процентов школьников в возрасте 9‑10 лет и более 90 процентов подростков старше 13 лет свободно «живут в сети». Конечно же, у каждого есть вероятность столкновения со всевозможными угрозами. Почти каждый третий российский школьник пользуется Интернетом с мобильного телефона. Подростки выходят в сеть «везде и всюду». Кстати, показатели эти значительно выше, чем в странах Европы.

Фактыü Самая популярная
социальная сеть среди
детей и подростков —
ВКонтакте.

ü У трети участвовавших
в опросе детей профили
в социальных сетях открыты всему миру.

ü От 60 до 80 процентов
российских школьников
выкладывают в сети свою
фамилию, точный возраст,
номер школы.

ü Половина детей в возрасте
от 9 до 16 лет постоянно
знакомится в Интернете
с новыми людьми, а каждый
пятый признается,
что встречался с интернет-
знакомыми в реальной жизни.

Мы скачиваем музыку и фильмы, выкладываем в Интернете фото, видео, общаемся в чатах, создаем персонажей в онлайн-играх, пользуемся файлообменниками. В результате подвергаемся контентным, коммуникационным и электронным рискам.

В первую очередь речь идет о нахождении материалов — текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок, содержащих противозаконную, неэтичную информацию. Сцены насилия и агрессии, эротика и порнография, информация, разжигающая расовую и межнациональную ненависть, пропаганда наркотиков, суицида, азартные игры — любой контент доступен, как говорится, «в два клика», с ним можно столкнуться практически везде, стоит только зайти в Интернет.

По данным экспертов, уровень опасности киберсреды только за 2014 год вырос практически вдвое. А общий ущерб, нанесенный компьютерными мошенниками детям и их родителям, превысил 100 млн рублей, — сообщается на сайте «Российской газеты». — Во-первых, дети устанавливают программы с вирусами. С их помощью хакеры могут не просто украсть личные данные и «подвесить» систему, но и полностью ее заблокировать, начать шантаж. То же может произойти, если ребенок будет переходить по подозрительным сайтам, скачивать непроверенные файлы. Нередки случаи, когда школьник оплачивает сомнительную игрушку с банковской карты родителей, данные утекают к злоумышленникам, и деньги списываются полностью. Во-вторых, финансовое мошенничество. Например, «нигерийские письма» — в них аферисты предлагают поучаствовать в крупных сделках и обещают большой куш».

Существуют серьезные риски, связанные с общением в Интернете: конфликты, оскорбления в социальных сетях, даже преследования и травля, сексуальные домогательства.

В конце января этого года в Автозаводском районе Нижнего Новгорода следователи возбудили уголовное дело по факту совершения развратных действий в сети Интернет в отношении 12-летней девочки. По версии следствия, в Интернете неизвестный показал ребенку фотоизображения, которые причинили вред психическому здоровью ребенка и нравственному формированию ее личности. Как выяснили следователи, снимки — подделка, сделанная в графическом редакторе. С его помощью преступник накладывал лицо школьницы на снимки обнаженных девушек.

Школа — в стороне?

Очевидно, что детям необходимо объяснить, как обезопасить себя, что делать в тех или иных ситуациях. За разъяснениями мы обратились на кафедру информационных технологий Нижегородского института развития образования.

— Профессиональный стандарт педагога сегодня требует, чтобы он строил свою деятельность с учетом молодежного сетевого пространства, — рассказывает заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук Людмила Алексеевна Шевцова. — Молодежное пространство в Интернете — это в первую очередь социальные сети. Но что мы видим: школа обычно их игнорирует, относится к ним крайне отрицательно, закрывает к ним доступ. По сути, это позиция страуса, спрятавшего голову в песок. В результате культура информационно-коммуникативных технологий у детей формируется стихийно, в тех же социальных сетях, а школа остается в стороне. Одни учителя спрашивают: должен ли я завести свою страничку в социальной сети? Я отвечаю, что будет хорошо, если вы будете общаться с учениками и таким образом. Другие учителя рассказывают, что уже зарегистрировались в соцсетях и следят за тем, чем там занимаются дети. Но лучше не контролировать, а взаимодействовать. Бывает, что дети начинают обижать кого-то из одноклассников. Раньше ребенок, приходя домой, переводил дух. Сейчас его могут круглые сутки изводить в социальных сетях. Самое страшное, что к обидчикам присоединяется еще сотня человек, с которыми этот ребенок даже незнаком.

Безопасность в Интернете часто понимается однобоко: у учителей информатики на эту тему в плане предусмотрена всего пара часов в год. Эти уроки обычно посвящены техническим угрозам — вирусам. О психологической безопасности, зависимости от Интернета, вреде онлайн-игр, опасных знакомствах и других проблемах мало кто говорит.

— Школа имеет, например, такой ресурс, как Дневник. ру, — продолжает педагог. — В нем есть элементы, присущие социальной сети, — можно создавать группы, проводить обсуждения, создавать портфолио ученика. Даже в этой безопасной песочнице можно начинать воспитывать сетевую культуру. И чем раньше, тем лучше.

О чем не знают родители

И все-таки о безопасности детей и их здоровье должны думать в первую очередь родители. По данным упомянутого выше исследования, многие из них не подозревают, с чем встречаются их дети в онлайн-среде. Оказалось, что родители наиболее просвещены в том, что дети видят сексуальные изображения в Интернете, потому что сами нередко с ними сталкиваются.

— В сети часто происходят встречи с тем, к чему психика ребенка не готова, — считает психотерапевт Нижегородского областного консультативно-диагностического центра по охране психического здоровья детей и подростков Юлия Глазова. — Он не может понять, что является условной нормой, а чего лучше избегать. Очень яркие сцены впечатываются в сознание. В результате у ребенка могут сформироваться неправильные представления о том, что такое здоровые отношения между мужчиной и женщиной, в семье. Сейчас много одиноких людей, которые не могут построить длительные отношения. Причина: сформированы неправильные представления.

Кстати, эксперты утверждают, что в России Интернет по сравнению с телевизором, журналами и книгами лидирует в сексуальном просвещении подрастающего поколения.

В отношении других онлайн-рисков осведомленность родителей очень низкая. Более пятой части детей, которые пользуются глобальной сетью, подвергались обидам или унижениям в Интернете, то есть становились жертвами кибербуллинга, но знает об этом только каждый десятый родитель.

СловарьКибербуллинг —
агрессивное, умышленное
действие, совершаемое группой лиц или одним лицом
с использованием электронных форм контакта в отношении жертвы, которой трудно
защитить себя, с целью унижения ее достоинства.

Троллинг — размещение
в Интернете на форумах,
социальных сетях
провокационных сообщений
с целью вызвать конфликт между участниками, оскорблений.

— Дети часто боятся обращаться за помощью к родителям, считают, что от этого будет только хуже, — объясняет психотерапевт. — Подростки могут писать что-то оскорбительное, фотографировать свою жертву в смешном или унизительном виде и выкладывать снимки в социальных сетях без разрешения, рассылать их с обидными комментариями. Вариантов буллинга огромное множество. Человека действительно можно серьезно травмировать с помощью кибертехнологий. В нашей практике были случаи, когда на фоне таких ситуаций в школе у детей возникали серьезные невротические проблемы — заикания, психосоматические расстройства, нейродермиты.

Подросткам важно, что о них думают окружающие, они все воспринимают эмоционально. Шансы выйти из психотравмирующей ситуации выше, если дома ребенок чувствует поддержку.

О том, что ребенок подвергается какой-то опасности, угрозе, родители могут догадаться, — говорит психотерапевт. — Например, он начал грызть ногти, хотя раньше этого не делал, нервничает, кричит, у него происходят вспышки эмоционального возбуждения, когда мама заходит в комнату, быстро выключает компьютер, плачет без повода.

Распознать, что с ребенком что-то происходит, можно по следующим симптомам: нарушается сон — он не может долго уснуть, сужается его круг общения, он становится раздражительным и агрессивным по отношению к близким. Как вывести его на разговор? Можно так и сказать, что вы его очень любите и заметили эти изменения, что если он хочет, может поделиться с вами, и вы придете на помощь. Родителям важно донести до ребенка, что они на его стороне, что бы ни случилось. Подросткам, если они столкнулись с трудной ситуацией, нужно рассказать об этом кому-то из взрослых близких людей, если не маме, то какому-нибудь родственнику, учителю, которому он доверяет.

И все-таки если родители уделяли ребенку нужное внимание в дошкольном возрасте, создают условия для его творческого самовыражения, игр, походов в спортивные секции и кружки, скорее всего, у него в подростковом возрасте не возникнут такие проблемы — ему не будет страшно в социуме. В поддержку родителей хочу сказать: общайтесь с детьми, проговаривайте, что Интернет — это не только интересно, но и опасно.

Анастасия СЕРГЕЕВА.