Весточка с войны

22 мая 1941 года на летнего Николу неожиданно стало холодно и выпал снег. Еще накануне стояла жара, и моя мама с ее бабушкой отправились из деревни Еремеево Вачского района погостить к родственникам в деревню Вшивково. Переночевав, решили возвратиться домой, несмотря на уговоры хозяев остаться еще на ночь. Может, чувствовало сердце старого человека грядущее событие. Придя в деревню, застали семью в слезах — Степану прислали повестку на военные сборы в гороховецкие лагеря.

Моя мама, маленькая росточком, со слезами, провожая своего крестного Степана, обняла его за ноги. Он, подняв ее, сказал: «Не плачь, всего на месяц забирают». Высокий, красивый, Степан занимался спортом и ездил выступать на соревнования по бегу в Горький. Работал в деревенской артели, обеспечивая производство металлом и всем необходимым. Часто ездил в командировки в областной центр, привозил оттуда для племянников одежку, обувку, заботился о них. Зимой благодаря Степану у них, как ни у кого в деревне, имелись лыжи, санки.

Его женой стала Нина Ивановна Жаркова из Еремеева. Жили они одной большой семьей в доме моих деда и бабушки Фадеевых.

Ни одного письма не получила семья от Степана. С военных сборов из гороховецких лагерей попал Степан сразу в самое пекло начала войны. В Белоруссии в составе 137-й стрелковой дивизии наши солдаты попали в окружение.

15 июля 1941 года в районе городка Быхов Степан вместе с другими нашими красноармейцами был пленен. Вскоре оказался в одном из самых страшных фашистских концлагерей Маутхаузене на территории Австрии. Согласно педантично веденным записям лагерного писаря, Степан умер 29 ноября
1941 года. Но об этом мы узнали лишь в 2009 году благодаря архиву Министерства обороны.

В документах фашистского конц-лагеря была указана важная для нас информация о смерти Степана, месте его пленения, даже был указан его рост, сведения о родственниках и другие данные. С необыкновенным волнением просматривала моя мама копию этого документа как последнюю весточку о родном и горячо любимом человеке.

После гибели Степана семье Фадеевых пришло извещение со словами: «Пропал без вести», позднее на запросы брата ответили очередным извещением: «Погиб в плену».

Нижегородский писатель и журналист Валерий Павлович Киселев много лет посвятил изучению боевого пути
137-й стрелковой дивизии, сформированной перед войной на нашей земле. Результатом его поисковой работы стали найденные на месте первых боев дивизии в июне 1941 года личные вещи солдат, предметы боевого снаряжения. У нас в школе в музейной экспозиции хранятся находки с мест кровопролитных боев наших земляков. Среди них был и мой родственник Степан Фадеев.

Николай МОКЕЕВ, директор школы.