05.03.2015

Разрывные пули

Убийство в центре Москвы известного политика, в прошлом губернатора Нижегородской области Бориса Немцова получило широкий резонанс. Различных мнений, в том числе откровенно тенденциозных, множество. Не исключено, что Немцов принесен в жертву далеко идущим планам определенных политиче­ских сил.

Ретровзгляд

В первые же сутки Следственный комитет России выдвинул пять версий — от политического убийства до убийства на почве личных неприязненных отношений. Досужие «эксперты» тут же расширили список, внеся в него и такую версию: дескать, в Нижнем Новгороде у бывшего губернатора осталось немало врагов…

Как говорится, без комментариев. Но если говорить о личности Бориса Немцова как политика, занимавшего в прошлом высокие посты в иерархии государственной власти, не обойти вниманием его более чем пять лет губернаторства в нашей области.

Хорошо помню, как осенним днем 1991 года нервно грыз ногти 32-летний вчерашний физик, враз взлетевший на волне перестройки во властные сферы. Годом ранее он был избран народным депутатом РСФСР, став одним из самых преданных сторонников Бориса Ельцина. И вот теперь, на специальном заседании, депутаты областного Совета решали, какую кандидатуру представлять на утверждение президенту Ельцину: Немцова или другого претендента — Ивана Склярова.

Дебаты были долгими, но абсолютного большинства не получил никто. Компромисс нашли такой: Немцова — в губернаторы, Склярова — в вице-губернаторы. И хотя в политическом плане они во многом расходились, Немцова вполне устроил такой вариант, он понимал, что, будучи «на хозяйст-ве», Скляров не подведет.

Немцов не раз открыто заявлял, что его потолок — пост губернатора. Он вполне комфортно чувствовал себя в этой должности. Но весной 1997 года пробил свой потолок, не устояв перед уговорами, а может, и требованиями посланцев Ельцина, который пожаловал молодому нижегородцу пост первого заместителя председателя Правительства РФ (такую же должность уготовили другу и соратнику Немцова — Анатолию Чубайсу). Ельцин даже называл Немцова своим преемником. Ну да чего не говаривал всуе Борис Николаевич.

В неожиданно оставленном бывшим губернатором регионе пришлось принимать незавидное наследство Ивану Петровичу Склярову, в том же году избранному на высший пост в области. Ведь это не при Склярове, как полагают многие, а еще при Немцове образовалась большая задолженность по зарплате перед работниками бюджетной сферы. А решать эту непростую проблему пришлось Склярову. Это при Немцове был взят огромный зарубежный валютный кредит, а выплачивать с большим трудом, в условиях общероссийского кризиса 1998 года, пришлось команде Склярова.

Накопились проблемы и в сельском хозяйстве. Попытки Немцова реформировать отрасль оказались в большинстве случаев неудачными. Программа «ЗеРНО» привела к исчезновению многих хозяйств и, как следствие, росту социальных проблем на селе.

В то же время нельзя не вспомнить такой факт. После того, как осенью 1993 года президент Ельцин разогнал Верховный Совет РСФСР, губернаторы по всей России поспешили сделать то же самое с региональными парламентами. Наш же областной Совет проработал весь срок — до весны 1994 года.

Популярность Немцова-губернатора (в 1995 году он был избран населением на этот пост) в немалой степени объяснялась в те годы его умением убеждать людей, многие из которых легко поддавались на его обаяние и красноречие. Как и журналисты, которые не испытывали ни малейшего давления с его стороны. Не знаю, сколько осталось среди нижегородцев тех, кто в последующем не разочаровался в своем прежнем кумире.

С дьявольским расчетом

Сейчас слышу: вот если бы в свое время, когда Немцов после дефолта в России 1998 года лишился поста заместителя председателя правительства России, ему предложили другой высокий пост во власти, глядишь, и не подался бы он в оппозиционеры.

Позвольте не согласиться. Ну не обладал Борис Немцов такой политической гибкостью, как, к примеру, Анатолий Чубайс или Сергей Кириенко, которые со сменой президента оставались на плаву. Раз присягнув Ельцину на верность, Немцов не принял ничего из политического и экономического багажа других президентов, особенно остро критикуя любой шаг, любое действие Владимира Путина, в том числе на международной арене, в частности в отношении Украины. А потому активное участие Бориса Немцова еще в первой так называемой «оранжевой революции» на Украине, его должность советника президента Ющенко — это продуманный политический выбор.

Уж если каким-то силам по-требовалось организовать громкую политическую провокацию, мишень они выбрали безошибочно. Борис Немцов и в свои 55 оставался куда ярче других политических фигур из лагеря непримиримой оппозиции. Его прекрасно знали, причем многие лично, лидеры западных стран, ястреб-конгрессмен США Маккейн. И как же оперативно и слаженно отреагировали они на это убийство, требуя немедленного раскрытия преступления. А за каждой строчкой не столько скорбь по погибшему, которую испытывают многие жители нашей страны, сколько более чем прозрачные намеки на «преследование истинных демократов» российской властью. Зарубежные СМИ в этом плане еще более откровенны, они выступают с прямыми обвинениями.

Невиданное дело — послы почти трех десятков западных стран целой колонной пришли на место трагической гибели Бориса Немцова. Ничего не имею против, но где все они были, когда в течение последних месяцев пушки и минометы так называемой нацгвардии Украины разрывали в клочья тела детей, женщин, стариков в селах и городах Донецкой и Луганской народных республик? Даже за гранью жизни со стороны западных стран и США — все те же неизменные изуверские двойные стандарты.

Сплоченность нужна как никогда

Я не случайно назвал пули, оборвавшие жизнь Бориса Немцова, разрывными. Какая бы версия ни подтвердилась позднее, осколки этих пуль уже разлетелись во все стороны. Заложен мощный детонатор в и так уже напряженную до предела ситуацию. Как же во-время, с точки зрения недоброжелателей и открытых врагов нашей страны, прозвучали эти выстрелы на Большом Москворецком мосту! Только-только стали появляться признаки примирения противостоящих сторон на Украине… Только-только лидеры Германии и Франции, безусловно выражая серьезную обеспокоенность своих народов, поддержали наконец главные принципы примирения на Украине, отстаиваемые президентом России Владимиром Путиным…

Виданное ли дело, канцлер ФРГ Ангела Меркель выразила несогласие с намерением президента США Барака Обамы поставить властям Украины летальное вооружение. Но руководство Соединенных Штатов Америки никогда от своих самых дьявольских планов «по установлению демократии во всем мире» не отказывалось. И тут на тебе! — этот трагический случай в центре Москвы. Это ж сколько теперь у американцев вариантов под любым предлогом попытаться вбить клин в начавшие уже приносить первые плоды договоренности между Россией, Германией, Францией по ситуации на Украине.

Для миллионов россиян еще более важно, чтобы стабильность ситуации в нашей стране не дала трещину. Помню, какое напряжение, витавшее в обществе в 1992‑1993 годах, мы с фотокорреспондентом Анатолием Чепелой, будучи в командировке в Москве, ощущали почти физически, что нашло тогда отражение в наших репортажах. А потом грянули трагические события октября 1993‑го. И пусть сегодня иная политиче-ская ситуация, желающих «выдернуть чеку» и сейчас хватает, что со всей очевидностью подтверждают трагические события на Большом Москворецком мосту.

Сплоченность всем нам нужна как никогда.

Можно по-разному относиться к Борису Немцову. В одном я убежден: он никогда не хотел, чтобы его имя стало разменной монетой в чьих бы то ни было руках.

Николай РЯЗАНОВ.